развивающие занятия для детей 5–7 лет        12 июня 2017        380         0

Познавательные игры для детей 6 лет

Познавательные игры для детей 6 летЗдравствуйте, уважаемые читатели! Среди множества занятий, предназначенных для развития и воспитания малышей-дошколят, особый интерес вызывают познавательные игры. Это занятия, во время которых ребёнок в игровой форме познаёт окружающий мир, овладевает новыми знаниями и умениями, приобретает необходимые навыки. Мы хотим предложить вам две познавательные игры для детей 6 лет.

Познавательная игра «Хлеб — всему голова»

Заинтересовать ребёнка предстоящей игрой можно, задав ему во время завтрака или обеда вопрос:

«Какой продукт находится на столе и во время завтрака, и во время обеда или ужина?»

Ответ: «Это хлеб».

«А хочешь узнать, откуда хлеб попадает на наш стол, как его делают?»

Конечно, малыш заинтересуется, и вы сможете провести с ним игровое занятие, выбрав для этого подходящее время.

Вам понадобятся несколько колосков пшеницы и ржи, немного зёрен, хлеб, булки, бублики, сушки и т. п. Кроме того, заранее подготовьте картинки о хлебе и хлеборобстве, распечатайте их.

Беседу с карапузом начните с небольшого стихотворения Т. Лавровой:

Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,
Что дают нам колоски.
Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Чёрный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы…
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб — кормилец наш!

Рассмотрите с ребёнком различные сорта хлеба и хлебобулочных изделий, дайте попробовать крохе на вкус. Расскажите, чем отличается белый хлеб от ржаного.

Покажите малышу зёрнышки и колоски, объясните, как зерно бросают в землю, как за ним ухаживают, как собирают урожай. Покажите крохе на картинках пшеничное поле, сеялки, трактор, комбайн, расскажите, как они работают.

Скажите ребёнку: «Из зёрнышек хлеб испечь нельзя, их везут на мельницу, где размалывают и получают муку». Насыпьте на тарелочку немного муки, пусть малыш попробует её на ощупь и на вкус. Спросите: «Отличается ли мука по вкусу от хлеба? Как ты думаешь, что нужно добавить в неё, чтобы испечь хлеб, булочки, пирожки?»

Расскажите, как на хлебозаводах из муки замешивают тесто и выпекают разные сорта хлеба. Спросите: «Хочешь, мы с тобой тоже что-нибудь спечём?»

Приготовьте необходимые ингредиенты, наденьте на малыша фартук и приступайте к изготовлению хлеба или булочек. Обязательно дайте ребёнку самому замесить и сделать небольшой пирожок. В процессе работы задавайте карапузу вопросы: «Как называется человек, который выращивает хлеб?», «Кто выпекает хлеб?» и т. д.

Был крупинкой золотой,
Стал зелёною стрелой.
Солнце летнее светило
И стрелу позолотило.
Что за стрела?

(Колосок)

Какое море за селом
Волнует ветерок?
В нём волны можно собирать,
Укладывать в мешок.

(Хлебное поле)

В землю — крошки, из земли — лепёшки.

(Зерно и хлеб)

Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто,
В магазине занял место.

(Хлеб)

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.

(Хлеб)

Пока булочки и пирожки пекутся, попробуйте выяснить, как малыш усвоил материал. Для этого дайте ему карточки, на которых изображён весь процесс от зёрнышка до буханки, попросите разложить их по порядку и составить рассказ.

Скажите карапузу, что про хлеб есть немало пословиц, прочтите их, поясните смысл незнакомых для него слов:

  • Хлеб — батюшка, водица — матушка.
  • Хлеб на стол, и стол — престол; а хлеба ни куска, и стол — доска.
  • Без хлеба и мёдом сыт не будешь.
  • Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест.
  • У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
  • Горька работа, зато сладок хлеб.
  • Где хозяин прошёл, там и хлеб уродился.
  • Худ обед, когда хлеба нет.
  • Хлеба ни куска, так и в тереме тоска; а хлеба край, так и под елью рай!

Расскажите малышу, как с давних времён люди уважительно относились к хлебу, не роняли его на пол, не выбрасывали. Прочтите стих:

В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой,
Сила солнышка хранится
И земли родной.
Ты расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.

(В. Орлов)

Тем временем булочки и пирожки поспели, и вы с карапузом можете приступать к дегустации. Лакомясь вкусняшками, попросите малыша придумать для хлеба ласковые слова и эпитеты: хлебушек вкусный, мягкий, румяный, аппетитный, пахучий, душистый, свежий, горячий и т. д.

В конце занятия посмотрите с ребёнком мультфильм по народной сказке «Колосок».

Познавательная игра «Деревья и кустарники»

Познавательные игры для детей 6 летЭту игру можно провести во время прогулки в парке или на отдыхе в лесу. Прежде всего расскажите малышу, чем различаются кустарники и деревья: у деревьев один ствол, а у кустарников много. А что у них общего? Кора, веточки, листья, плоды.

Попросите ребёнка назвать деревья и кустарники, которые он знает. Дополните его список, покажите те растения, которые находятся рядом с вами.

Деревья: дуб, берёза, рябина, клён, осина, ива.

Кустарники: сирень, шиповник, черноплодная рябина, смородина.

Загадайте карапузу загадки и попросите его показать отгадку:

Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С белой корой
Стоит под горой.

(Берёза)

Стоит над кручей
Богатырь могучий:
Голова — до тучи,
Плечи пораздвинул,
Руки пораскинул,
Пальцы узловаты,
Силы непочаты.

(Дуб)

Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит.

(Ива)

Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист — ладошкой,
С длинной ножкой.

(Клён)

Ягоды — не сладость,
Зато глазу — радость,
И садам украшение,
И дроздам угощение.

(Рябина)

Из цветков душистых гроздь
К нам в окно стучит, как гость.
Мы окошко распахнём
Аромат весны вдохнём.

(Сирень)

Что за дерево стоит —
Ветра нет, а лист дрожит?

Я на розу так похож,
Разве что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.

(Шиповник)

Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот.

(Черноплодная рябина)

Расскажите малышу, какие у разных деревьев и кустарников плоды, как они кормят птиц и зверюшек летом и осенью. Поясните, как звери делают запасы на зиму, прочитайте стихи:

— Белка, Белка, ты куда?
— У меня сейчас страда.
Нужно мне набрать орехов
Без ошибок и огрехов.
Отнесу я их в дупло,
Буду жить зиме назло
И смотреть цветные сны
До весны, до весны!

(М. Миняшина)

Соберите с ребёнком коллекцию листьев с разных деревьев и кустов, найдите жёлуди и шишки, нарвите ягод рябины и шиповника.

Обязательно объясните ребёнку правила поведения в парке или лесу, расскажите о необходимости соблюдать чистоту, не разбрасывать мусор, понапрасну не ломать ветки деревьев и кустов, беречь растения.

Дома высушите листочки под прессом и сделайте из них красивую аппликацию. Разбирая листочки, попросите карапуза вспомнить, с каких деревьев и кустов вы их сорвали. Из плодов и ягод смастерите забавных человечков или зверюшек.

Расскажите, что про некоторые деревья есть песни, послушайте народную песню «Во поле березка стояла» и «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина» на слова И. Сурикова.

Ещё раз спросите малыша, запомнил ли он, чем отличается кустарник от дерева, предложите нарисовать их в альбоме.

Посмотрите с ребёнком интересные мультфильмы «Лесные путешественники» и «Чьи в лесу шишки». Обсудите, какие деревья или кусты вы в них увидели.

Познавательные занятия, проводимые в форме игры, имеют большое значение для развития малыша, поскольку:

  • позволяют ему глубже знакомиться с окружающим миром;
  • способствуют развитию наблюдательности, внимания, тренируют память;
  • развивают речь ребёнка, пополняют его словарный запас;
  • воспитывают уважение к труду, к людям различных профессий.

Уважаемые читатели! Нам очень важно ваше мнение: понравились ли вам познавательные игры, проводили ли вы их со своим ребёнком.

Желаем вам всего наилучшего, ждём ваших отзывов и писем. До свидания!

 

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: