Полезные советы        10 февраля 2017        3665         0

3 главных вопроса о мелкой моторике: что, зачем, когда

мелкая моторикаЧеловеческое тело — сложный механизм, слаженная работа которого зависит от множества факторов. Одна из функций этого механизма — моторика, или наша способность совершать различного рода согласованные движения.

Вопрос №1: Что такое мелкая моторика?

Моторика — это любая осознанная двигательная активность:

  • Ходьба;
  • Наклоны;
  • Приседания;
  • Переворачивание страниц книги;
  • Управление карандашом при рисовании.

Под моторикой понимают не отдельное движение, а их совокупность, направленную на достижение некоторого результата. Чтобы совершать осознанное действие, человек задействует костно-мышечный аппарат, нервную систему и органы чувств. Причём все системы должны работать слаженно, сообща.

В зависимости от того, какие мышцы работают (крупные или мелкие), выделяют, соответственно, два типа моторики:

  • Крупная, или общая моторика;
  • Мелкая моторика, она же тонкая.

Т.е. получаем, что мелкая моторика — это совокупность осознанных движений, при которых работают мелкие мышцы. Преимущественно (но не исключительно!) под мелкой моторикой понимается работа пальцев и кистей рук. Важно при этом, что действия опорно-двигательного аппарата согласуются с работой центральной нервной системы.

Вопрос №2: Зачем нужна мелкая моторика

Итак, мелкая моторика — это все произвольные (осознанные) движения мелких мышц человеческого тела:

  • Захват и удержание мелких предметов пальцами рук (пинцетный захват);
  • Откручивание/закручивание крышек;
  • Завязывание шнурков;
  • Застёгивание пуговиц;
  • Рисование;
  • Письмо и пр.

мелкая моторикаВсе наши движения, будь то крупная или мелкая моторика, имеют свои активные зоны в мозгу. При определённых движениях импульсы направляются в соответствующие им участки головного мозга. Площадь проекции движений кистями рук в коре головного мозга огромна. Это значит, что, развивая мелкую моторику (работая руками), мы развиваем мозговую активность. Мы развиваем интеллект!

В последнее время активно продвигается идея развития речи через развитие мелкой моторики. Идея эта совершенно верная и справедливая. Несправедливо только, что из виду часто упускаются прочие достоинства работы над мелкой моторикой.

Итак, мелкая моторика способствует развитию:

  • Артикуляции (произношения звуков);
  • Понимания речи;
  • Внимания;
  • Памяти;
  • Абстрактного (логического) мышления;
  • Образного мышления;
  • Творческих способностей, —

т.е. фактически задействуются все стороны гармоничного развития личности.

Вопрос №3: Когда заниматься развитием мелкой моторики

Важно понимать, что развитие мелкой моторики — это не определённая последовательность упражнений в определённые часы в вашем расписании занятий с ребёнком первых лет жизни. Это процесс безостановочный. В любом распорядке дня, в любом возрасте, при любой степени вовлечённости родителей в развитие ребёнка есть место для работы мелких мышц.

  • На обед каша? Прекрасно! Самое время поработать пальчиками, перебирая крупу.
  • Отправились за обновками для ребёнка 4-5 лет? Выбирайте шнурки вместо липучек и пуговицы вместо молнии.
  • Ходите босиком всегда, когда это возможно.
  • Щупайте всё, что можно пощупать.
  • Лепите и вырезайте.
  • Рвите и собирайте.

Существует масса вариантов, как эффективно работать над развитием мелкой моторики, не превращая эту работу в каторгу для ребёнка и родителей.

И, пожалуй, самое главное, что нужно запомнить: нет возраста, в котором заниматься мелкой моторикой слишком рано или слишком поздно. С первых минут жизни и до самого почтенного возраста активные действия мелких мышц помогут быть выносливее, сообразительнее и способнее.

Развивая детей, развивайтесь вместе с ними! Счастливого вам родительства!

 

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: