воспитание, творчество        19 февраля 2018        159         0

5 принципов воспитания творческой личности

5 принципов воспитания творческой личностиПо-настоящему творческая личность — вовсе не обязательно эпатажная особа, яркий образ которой шокирует обывателей. Творческая личность — это прежде всего человек чуткий, восприимчивый к красоте окружающего мира, к эмоциональному состоянию окружающих людей. Это человек, способный оседлать свою мечту и выразить свои фантазии, сделав их осязаемыми.

Что делать родителям, которые хотят поддерживать и развивать творческое начало в любимом карапузе? Какие принципы помогут в воспитании творческой личности? Давайте разбираться вместе, друзья!

Принцип 1. Терпение, только терпение!

Для развития творческих способностей очень важен позитивный опыт. И не менее важно отсутствие опыта негативного.

Если малыш, решив проверить, как будет смотреться нарисованный маркером слоник на белоснежном пластике вашей балконной двери, познает суровую тяжесть родительского негодования, в следующий раз он крепко задумается, прежде чем решится на подобные дизайнерские изыски.

Разумеется, прививать бережное отношение к вещам необходимо, но самого бережного отношения в доме заслуживает ваш юный творец. Обои, в конце концов, можно переклеить, балконную дверь отмыть, и даже документы подлежат замене, а вот избавить ребёнка от страхов и неуверенности в себе значительно сложнее.

Принцип 2. Материальная база

Список того, что будет полезно ребёнку для творчества, весьма обширен:

  • альбомы и отдельные листы различного формата;
  • разнообразные краски, фломастеры и карандаши;
  • несколько видов пластических материалов;
  • цветная бумага различной плотности и с разнообразными фактурами;
  • лоскутки ткани;
  • природный материал…

Перечень можно продолжать и продолжать.

Важно предоставить ребёнку выбор. Пусть малыш решает, рисовать ему сейчас или делать аппликацию. А если рисовать, то рисовать гуашью в альбоме, ножками и ручками на рулоне обоев или цветной пеной в ванне…

Конечно же, ваши финансовые возможности и габариты жилого пространства не безграничны. Вы не можете скупить всё, что предлагают современные магазины для детского творчества. Но обеспечить ребёнка несколькими комплектами для увлекательных занятий, стимулирующих полёт фантазии, вам точно под силу. Не ограничивайтесь лишь стандартным перечнем материалов для традиционных техник.

Принцип 3. Грамотная поддержка

5 принципов воспитания творческой личностиДля стимуляции творческой активности дошкольников очень важно оказывать правильную помощь. Вам следует поддерживать детские начинания, но при этом не вмешиваться в созидательный процесс грубыми, некорректными, неуместными замечаниями.

Творчество — это не математика. Здесь нет строгих канонов и однозначных правил. Здесь возможно всё:

  • розовые слоны в балетных пачках, рассекающие в роликовых коньках под куполом цирка;
  • разговаривающие чашки;
  • квакающие котята.

Здесь всё подчиняется фантазии, а у фантазии не должно быть границ. Вам ещё предстоит научить ребёнка отделять мир чудес, создаваемый воображением, от реальности. Но не стоит делать этого в нежном детском возрасте. Поверьте, развивать логику значительно проще, чем оберегать способность воспринимать реальность творчески.

  • Вы можете обсуждать с ребёнком его идеи, высказывая своё видение (не навязывая его как единственно верное!).
  • Вы можете помогать малышу в реализации его замыслов, если он просит вас помочь.
  • Вы можете предупреждать ребёнка, если какие-то его занятия требуют особой аккуратности.
  • И вы должны обеспечивать безопасность малыша.

Но важно понять, что действительно опасно, а потому НЕЛЬЗЯ, и принять, что МОЖНО всё то, что не попало под явный запрет.

Принцип 4. Здоровое отношение к неудачам
  • Малыш хотел построить замок из песка, но получил лишь невнятную рыхлую горку.
  • Вместо красочного пейзажа маленький художник изобразил лишь размытые полосы на холсте.
  • У пластилинового пони отвалилась нога, а грива больше похожа на рога.

Творчество — это прежде всего идея. Отлично, когда результат её воплощения оставляет творца удовлетворённым. Но так случается не всегда. Важно научить ребёнка, что каждая его неудача — это шаг к воплощению задуманного. Важно воспитать определённую смелость, готовность рисковать, пробовать снова и снова, не пасовать перед трудностями.

Принцип 5. Гибкость ума

Гибкость ума — важное условие для полноценной работы воображения. Способность отринуть от навязываемых шаблонов, увидеть нечто скрытое от глаз большинства отличает ремесленника от истинного творца.

Гибкость ума можно и нужно развивать, если вы стремитесь воспитывать творческую личность. Предлагайте малышу игры и задания, стимулирующие работу воображения. Например, такие:

  • придумать и описать 5 несуществующих животных (или рыб, птиц, растений);
  • придумать 5 способов необычного использования карандашей (или подушки, кастрюли, веника);
  • придумать 5 оригинальных ритуалов приветствия (или прощания);
  • назвать 10 предметов, похожих на круг (или квадрат, треугольник, овал);
  • на прогулке или по дороге в детский сад поиграйте в сыщиков, подмечая всё, что вас окружает. Следите, чтобы ребёнок максимально задействовал все органы чувств: слушал, смотрел, трогал, вдыхал ароматы.

Подведём итоги

Итак, друзья! Поддержать и развить имеющиеся в каждом ребёнке ростки творчества вам поможет воспитание, основанное на следующих принципах:

  1. За творческие порывы не ругать.
  2. Своевременно и в достатке обеспечивать необходимыми для творчества материалами.
  3. Поддерживать, когда есть необходимость, но не навязываться с помощью.
  4. Учить смело смотреть в лицо творческим неудачам.
  5. Развивать гибкость мышления.

И конечно, не забывайте про главный принцип семейного воспитания: личный пример. Если вы хотите видеть своего ребёнка творческим, не бойтесь творить. Фантазируйте, создавайте, экспериментируйте, наслаждаясь каждым мгновением своего родительства. Будьте счастливы, друзья!

До новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: