развивающие игры        04 июля 2017        2518         0

7 игр на развитие мышления

7 развивающих игрЗаниматься развитием мыслительных способностей ребёнка можно где угодно и когда угодно. Прозябаете ли вы в длинной очереди, застряли ли в пробке или нырнули в бытовую рутину — используйте любую свободную минуту, чтобы немного поиграть с малышом. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию игры на развитие мышления, которые позволят провести время с пользой и удовольствием.

Игра 1. Что было, что станет

Правила

Выбирайте совершенно любой предмет: стул, дом, машина, цветок… Игроки должны ответить на два вопроса:

  • из чего этот предмет получился (чем он был раньше);
  • что из этого предмета может получиться (чем он станет в будущем).

Чем больше вариантов ответа получится назвать, тем, конечно же, лучше. Можно добавить в игру соревновательный момент, договорившись, что все слова надо называть по очереди, а победа будет присуждена игроку, чьё слово окажется последним.

Пример

Слово «занавеска».

  • Чем она была раньше: тканью, нитками, задачей портного сшить занавеску.
  • Чем она может стать в будущем: гамаком, костюмом древнего римлянина, одеждой для кукол.
В чём польза

Чтобы справиться с игровым заданием успешно, нужно проникнуть в суть вещей. Дети осознают, что каждый предмет проходит множество стадий, прежде чем принять свой нынешний облик. Они учатся находить нестандартные варианты использования обычных вещей, задумываются о процессах, происходящих с различными объектами.

Игра 2. Что содержит

Правила

Необходимо перечислить, из чего состоит загаданный предмет.

Пример
  • Стол: болтики, доски, ножки, краска, лак.
  • Настольный светильник: опора, плафон, выключатель, провод, вилка.
В чём польза

Привыкая воспринимать окружающие предметы как нечто само собой разумеющееся, дети видят их как единое целое. Эта игра помогает понять, что целое состоит из частей, каждая из которых выполняет определённые функции. Она развивает внимательность и наблюдательность.

Игра 3. Предложи альтернативу

Правила

Нужно для любого привычного предмета предложить варианты альтернативного использования

Пример

Как можно использовать крышки от пластиковых бутылок:

  • Это отличный счётный материал.
  • Можно составлять рисунки, как из мозаики.
  • Выложить дорожку.
  • Сделать забавную гусеницу.
  • С помощью шила проделать в центре крышек дырочки и смастерить оригинальное ожерелье.
В чём польза

Игра отлично развивает нестандартное мышление, помогает отказаться от шаблонов и стереотипов в пользу более широкого взгляда на окружающую действительность. Именно нестандартное мышление помогает эффективно решать сложные задачи.

Игра 4. Хорошо или плохо

Правила

Моделируем какую-либо ситуацию и начинаем рассуждать, хороша она или нет.

Пример

7 развивающих игрНа улице ливень.

  • Плохо: потом большие лужи, нельзя гулять, можно сильно промокнуть и заболеть.
  • Хорошо: поливаются растения, воздух становится чище, есть шанс увидеть радугу, можно в резиновых сапогах прыгать в лужах и запускать самодельные кораблики.
В чём польза

Способность взглянуть на одну и ту же ситуацию под разным углом, составить более полное представление о реальности помогает избегать пессимистичного настроя, но в то же время защищает от чрезмерно наивного восприятия жизни.

Игра 5. Угадай, что я задумал

Правила

Один игрок загадывает любое слово. Это могут быть предметы, явления, персонаж мультфильма, общий знакомый. Остальные должны правильно назвать загаданное слово. Им в помощь вопросы, на которые можно отвечать только «да» и «нет».

Пример

Загадано слово «кошка».

  • Это живое? — Да.
  • Это человек? — Нет.
  • Это птица? — Нет.
  • Это животное? — Да.
  • Домашнее? — Да.
В чём польза

Чтобы правильно назвать загаданное слово, нужно чётко формулировать вопросы, отсеивать целые классы (живое/неживое, съедобное/несъедобное, природное или сделано человеком и т.д.). Важно удерживать в памяти ответы на заданные вопросы и выстраивать верные логические цепочки.

Игра 6. Верю — не верю

Правила

Ведущий произносит фразы, которые либо верны, либо нет. Игрок должен отвечать «верю», если всё правильно, и «не верю» — в противоположном случае.

Пример
  • Некоторые птицы зимой не улетают на юг.
  • Все птицы зимой улетают на юг.
  • Существуют птицы, которые зимой улетают на юг.
В чём польза

Игра учит подмечать нюансы в построении предложений, развивает аналитическое мышление, стимулирует критическое восприятие информации.

Игра 7. Продолжи фразу

Правила

Один игрок начинает предложение, а второй должен закончить его одним словом.

Пример
  • Ночью на улице становится… (страшно / красиво / темно / интересно).
  • Я взяла в руки расчёску и… (расчесалась / подпрыгнула / запела).
  • Твоё платье очень… (короткое / пышное / белое).
В чём польза

Даже на вполне стандартные фразы ответы порой получаются весьма неоднозначными. Игра отлично развивает творческое мышление, внимательность и смекалку.

Чему учат игры на развитие мышления:

  1. Искать нестандартные решения;
  2. Анализировать полученную информацию;
  3. Концентрировать внимание на условиях задачи;
  4. Удерживать в памяти необходимые данные;
  5. Фантазировать, мечтать и строить догадки.

Работать над качеством мыслительных процессов никогда не поздно! Играйте вместе с детьми, наслаждаясь общением и совершенствуя свои способности к анализу, сравнению, конкретизации и обобщению.

Счастливого вам родительства, друзья!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: