развивающие занятия для детей 3–4 лет        10 января 2018        260         0

Артикуляционная гимнастика для детей

Артикуляционная гимнастика для детейДоброго времени суток, уважаемые читатели! Многие родители, уделяя внимание физическому развитию ребёнка, учат его бегать, прыгать, кататься на велосипеде. Стремясь к тому, чтобы малыш был сильным, ловким, гибким, они придумывают упражнения для развития различных групп мышц. При этом часто забывают об очень важных мышцах, которые отвечают за развитие речевого аппарата. А ведь для того, чтобы карапуз научился правильно и чётко выговаривать все звуки и не глотать слова, мышцы языка, губ, щёк нуждаются в постоянной тренировке. Помочь крохе выработать правильное произношение поможет артикуляционная гимнастика для детей, о которой мы хотим вам рассказать.

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Если вы хотите, чтобы ваш карапуз как можно раньше научился правильно говорить, то начинать занятия следует как можно раньше. Какие упражнения можно делать с малышом до года?

  • Покажите малышу, как говорит кошечка, как мычит коровка, как кричит петушок. Кроха будет внимательно вслушиваться в ваши слова, а со временем начнёт их повторять.
  • С ребёнком можно поиграть кусочком ваты или небольшим пёрышком, сдувая его со стола, с руки, с погремушки.
  • Научите малыша «играть на дудочке», вытягивая губы в трубочку, и широко улыбаться.
  • Сделайте карапузу вертушку, на которую он будет дуть, изображая ветер.
  • Вырежьте из бумаги бабочек и подвесьте их на ниточках над кроваткой ребёнка. Покажите крохе, как они красиво летают, если на них дунуть посильнее.
  • Попробуйте вместе подышать, как собачка, когда ей жарко: открыв рот, высунув язычок.
  • Когда малыш купается, дайте ему коктейльную трубочку и научите «делать бурю», опуская кончик трубочки в воду.
  • На прогулке сорвите одуванчик и сдуйте с него все пушинки.
  • Рассказывая сказку, изображайте вместе с малышом все описанные там звуки. Трава шелестит: «Ш-ш-ш». Лошадка едет: «Цок-цок-цок». Паровозик едет: «У-у-у». И т. д.

Артикуляционная гимнастика в стихах

Заниматься с более старшими детками нужно регулярно, уделяя упражнениям не менее 15 минут в день. Чтобы малыш не устал, предложите ему артикуляционную гимнастику в стихах.

Тик-так

Нужно широко раскрыть рот. Язычок медленно горизонтально двигается из стороны в сторону, тянется к уголкам рта. Менять положение языка нужно 4–6 раз.

Тик-так, тик-так —
Ходят часики — вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики — вот так!

Заборчик

Ротик должен быть закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в широкой улыбке.

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «и-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.

Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губки,
Посчитаем наши зубки.

Качели

Ротик открыт. Напряжённым язычком нужно тянуться поочерёдно к верхним и нижним зубам.

А сейчас качели вверх
Тянем-тянем до небес.
Вниз теперь их полёт,
И никто не отстаёт.

На весёлые качели
Лена и Серёжа сели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх взлетели.
Вместе с птицами, наверно,
Улететь они хотели.

Вкусное варенье

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Каждый раз по  воскресеньям
Мы едим с тобой варенье.
Верхнюю губу вареньем
Мы намажем, а потом
Язычком широким сразу
Мы варенье облизнём.

Пароход

Покажите карапузу, как прикусить кончик языка и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход).     

Отплывает пароход:
«Ы-ы-ы-ы».
Набирает он свой ход:
«Ы-ы-ы-ы».
Он в гудок гудит, гудит:
«Ы-ы-ы-ы».
Путь счастливый, говорит:
«Ы-ы-ы-ы».

Пароходик небольшой,
Зато смелый какой:
Ему волны не страшны,
Он гудит нам:
«Ы-ы-ы-ы!»

Слонёнок

Артикуляционная гимнастика для детейНужно вытянуть губки вперёд, изображая хоботок, погудеть: «У-у-у».

В гости к нам пришел слонёнок,
Удивительный ребёнок.
На слонёнка посмотри,
Губки хоботком тяни.

Чистим зубки

Малыш должен улыбнуться, открыть ротик и кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочерёдно нижние и верхние зубы.

Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.

Мягкой щёткою с утра
Чистит зубки детвора.
Будут зубки сильные,
Белые, красивые!

Язычок-футболист

Ротик нужно закрыть. Язычок движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком круг. Повторять по 5–6 кругов в каждую сторону.

Кончилось уже безделье,
Будет язычку веселье,
Будем с ним сейчас играть,
Мяч в ворота забивать.
Носик глубоко вдыхает,
Язык на губке притихает,
«Ф-ф-ф» — тихонько выдыхаем,
Мяч в ворота забиваем.

Весёлая лошадка

Покажите малышу, как присосать язычок к нёбу и щёлкать им. Цокать нужно медленно и сильно, чтобы растягивать подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем — привет!

Цок-цок-цок по мостовой —
Идёт лошадка к нам  с тобой.
Щёлкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее.

Игровые артикуляционные упражнения

Когда артикуляционная гимнастика предлагается малышу в форме игры, он занимается ею с удовольствием, а значит, и результат будет достигнут быстрее. Помимо забавного объяснения для каждого упражнения вы можете подготовить картинку или предложить малышу самому нарисовать пароход, лошадку, слонёнка и качели.

Вот ещё несколько упражнений для тренировки мышц языка, щёк и губ, которые помогут вашему карапузу чётко выговаривать звуки.

«Лопаточка». Расслабленный язычок, не высовывая, ребёнок должен положить на нижнюю губу.

«Художник». Скажите малышу, что язычок — это кисточка, которой художник должен закрасить нёбо. Проводите им по нёбу в направлении спереди назад (от зубов к горлу).

«Молоточек». Кончиком языка нужно быстро и с силой постучать сзади верхних зубов на протяжении 5–7 секунд.

«Грибок». Язык нужно очень плотно приложить (присосать к нёбу) и в таком положении подержать не менее 5 секунд.

«Сытый хомячок». Малыш должен поочерёдно надувать левую и правую щёчки, а затем обе сразу.

«Хомячок проголодался». Щёки нужно втянуть и в таком положении удерживать 5 секунд.

«Шарик». Карапуз надувает щёки, а затем с шумом выпускает воздух через полусомкнутые губы: «ш-ш-ш-ш» (шарик лопнул).

«Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху, но при этом не касаться зубов.

«Орешки». Ротик должен быть закрыт, кончик языка с напряжением поочерёдно упирается в щёчки, на них образуются твердые шарики-«орешки».

«Иголочка». С открытым ртом, язык нужно высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5.

Несколько важных советов

Предлагаем вам, уважаемые родители, воспользоваться рекомендациями специалистов-логопедов.

  • Проводить с ребёнком артикуляционную гимнастику нужно, поставив перед ним зеркало, чтобы малыш хорошо видел движения своих губ и язычка.
  • Сначала проводите гимнастику в медленном темпе, тщательно прорабатывая каждое движение. Если карапуз делает всё правильно, темп можно ускорить.
  • Если какое-то упражнение вызывает у крохи затруднение, например не получается поднять язычок к нёбу или сделать его в виде ковшика, помогите малышу при помощи черенка ложки или шпателя, но делайте это аккуратно, чтобы не напугать ребёнка, не вызвать у него негативных эмоций.
  • Хвалите малыша за каждое правильное упражнение, поощряйте его, например, просмотром мультиков про пароходик «Чунга-чанга», про слонёнка «Почему у слона длинный хобот» и других. Если есть возможность, сводите кроху в зоопарк, где он сможет увидеть животных, услышать их голоса, попробовать подражать. Это тоже будут артикуляционные упражнения.

В чём польза артикуляционной гимнастики?

Регулярно уделяя внимание артикуляционным занятиям с ребёнком, вы стимулируете органы его речевого аппарата и помогаете:

  • скоординировать движения губ и языка, что способствует чёткому проговариванию всех звуков;
  • выработать правильную дикцию;
  • научиться говорить, не проглатывая слоги и слова.

К тому же во время артикуляционных занятий укрепляются лицевые мышцы, увеличивается прилив к ним крови, все речевые органы приобретают гибкость.

Уважаемые читатели! Если наш материал вас заинтересовал, то поделитесь ссылкой на сайт НИИ «Эврика» со своими друзьями в соцсетях.

Ждём от вас комментариев и отзывов. Всего вам доброго! До свидания!

 

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: