Полезные советы        26 января 2017        1276         0

4 принципа выбора упражнений для развития памяти у ребёнка

Развитие памяти у ребенкаПамять — это отражение человеческого опыта. В дошкольном возрасте она является основной психической функцией, благодаря которой усваивается речь, закрепляются навыки самообслуживания и познания об окружающем мире. По мере взросления развивается и память.

В младенчестве запоминаются лишь данные, необходимые для работы организма, а уже к году карапуз копирует несложные движения и узнаёт знакомые мелодии. Родители несказанно радуются, если к 3-4 годам дитя легко и непринуждённо повторяет стишки и песенки, узнаёт героев любимых мультиков. Но уже на следующем этапе (4-5 лет) требуются целенаправленные усилия для того, чтобы сохранить и воспроизвести определённый материал.

В возрасте от 5 до 7 лет дошкольникам приходится ещё сложнее, им необходимо научиться устанавливать причинно-следственные связи. Этот период сопряжён с тем, что ребенку понадобится ставить перед собой задачи по освоению новых знаний и качественно их выполнять.

Таким образом происходит переход от непроизвольной к произвольной памяти. В зависимости от особенностей психической активности выделяется несколько типов запоминания:

  • Эмоциональный — оставляющий воспоминания о переживаниях и чувствах.
  • Двигательный — основывается на воспроизведении манипуляций, помогает малышу переворачиваться и ходить, а впоследствии — освоить велосипед, научиться танцевать, рисовать и писать.
  • Словесно-логический и слуховой — отвечают за усвоение слов, разучивание стихов и песен.
  • Зрительный — позволяет запечатлеть информацию в виде образов.

По длительности сохранения память бывает долговременной, кратковременной и оперативной. В ходе занятий по улучшению запоминания нельзя уделять внимание какому-то конкретному виду, для достижения результатов необходимы комплексные меры.

Тренировка детской памяти в домашних условиях

Работа мозга начинается с первых дней жизни, поэтому действия по становлению навыков сохранения воспоминаний нужно начинать как можно раньше. Для каждого возраста существуют свои методики и упражнения, но все они созданы с учётом основных принципов:

1. Использование пластичности мозга

Развитие памяти у ребенка

Дети овладевают родным языком максимум к трём годам, а взрослые тратят намного больше времени и труда, чтобы осилить иностранную речь. Если отец и сын одновременно начнут осваивать новейший гаджет или учиться кататься на модернизированном велосипеде, то отпрыск приобретёт навыки и разберётся с функциями в несколько раз быстрее. В отличие от старшего поколения ребёнок не может длительное время автоматически выполнять однообразную работу, ему нужна смена видов деятельности. Это качество нужно использовать при планировании занятий с дошкольником:

  • прослушивание сказок сочетать с просмотром и обсуждением иллюстраций;
  • рисование, лепку, аппликацию, бисероплетение, складывание пазлов чередовать с подвижными играми.
  • конструирование самолётов, автотранспорта и ракет сопровождать рассказами о назначении создаваемой техники.

Пластичность мозга — это способность образовывать новые связи и применять на практике полученную информацию. Благодаря этому свойству от каждого из действий остаются воспоминания и навыки.

2. Физкультура, питание, сон

Давно известно, что спорт, зарядка и физкультура не только укрепляют тело, но и помогают умственному развитию. Во время занятий активизируются все виды памяти:

  • зрительная проявляется при просмотре действий тренера или родителей;
  • словесная и слуховая отвечают за получение информации и воспроизведение звуков (музыки, свистков, сигналов);
  • физическая активность стимулирует двигательное и тактильное запоминание.

Сбалансированное питание играет не последнюю роль в укреплении памяти, существует список полезных для этого продуктов:

  • креветки, кальмары, мидии и жирная рыба (скумбрия, лосось, палтус, форель);
  • лимон, красный виноград, брокколи, шпинат, авокадо;
  • цельная крупа гречихи и овса, ростки и отруби пшеницы, орехи, кунжут, семена подсолнечника и тыквы;
  • мёд, сухофрукты, горький шоколад;
  • молоко, сметана, натуральные йогурты, творог.

Европейские учёные считают, что во время ночного сна осуществляется преобразование полученного за день материала в прочные знания. У детей это происходит намного эффективней, чем у взрослых. Длительный и глубокий сон дошкольников помогает систематизировать информацию и правильно разместить её в хранилищах мозга. По данным американских психологов, проводивших эксперимент в университете Массачусетса, после дневного сна результаты тестов по воспроизведению пройденного материала улучшились на 10%.

3. Благоприятная обстановка

Всё, что окружает ребенка, влияет на его эмоциональное состояние. Если происходит что-то, от чего он испытывает дискомфорт (ссоры в семье, завышенные требования родителей или педагогов, отсутствие внимания, переутомление от нагрузок), на осмысление проблемы направляются все чувства, не оставляя места для запоминания информации, которая важна для развития. Гнев и окрики не помогут дошкольнику выучить простенький стишок. Старайтесь не показывать, что вы расстроены, расспросите, что именно вызывает трудности, и предложите помощь. Если знаете, что ребёнок устал после тренировки или активной прогулки, не стоит сразу заставлять его складывать буквы в слова или решать логические задачи, займитесь этим после кратковременного отдыха.

4. Упражнения, приёмы запоминания, применение проверенных методик

Если ребёнку сложно повторить текстовую информацию, проговаривайте вместе каждое слово, внимательно рассмотрите иллюстрации или нарисуйте картинки к тексту. Систематически закрепляйте навыки, полученные ранее: гигиенические процедуры, умение одеваться и застёгивать обувь, складывать игрушки и вещи, правильно вести себя во время приёма пищи.

Упражнения для развития памяти необходимо подбирать с учётом возрастных особенностей:

  • В 2-3 года нужно обсуждать всё, что увидели и чем занимались в течение дня, уточнять имена героев прочитанных стихов и сказок. На этом этапе игровые моменты основываются на зрительном и тактильном запоминании:
  • «Мешочек» — в ходе игры малыш должен определить на ощупь, какая из трёх-пяти знакомых игрушек ему попалась. Лучше использовать предметы геометрической формы.
  • «Правильный вариант» — викторина, во время которой взрослые незаметно меняют местами, убирают или добавляют кубики, мячи, пирамидки.

Память детей 4-5 лет основывается на эмоциях и образах. Они уже способны замечать произошедшие изменения, рассказывать о своём отношении к какому-либо событию, выразительно читать стихи. Для этого периода предназначены свои упражнения:

  • «Магазин» — игра, направленная на запоминание списка покупок из 5-6 товаров.
  • «Подарки» — задача состоит в том, чтобы правильно распределить игрушки, заказанные именинниками.
  • «Детективы» — поиск предметов одинаковых размеров, цветов или форм, простых отличий в изображениях.

В возрасте 6-7 лет дети должны находить причинно-следственные связи и выполнять логические задания:

Развитие памяти у ребенка

  • Находить съедобные или одушевлённые предметы, выделять понятия относительно групп: мебель, еда, растения, транспорт и т. д.
  • Подбирать фрагменты, вырезанные из картинок.
  • Определять оттенки цветов на витражных изображениях.
  • Соединять логические цепочки: пища — животное, инструмент — профессия, время года — природные явления.
  • Решать примеры посредством кубиков, овощей, фруктов, счётных палочек.

Среди окружающих мы нередко встречаем взрослых и здоровых людей, страдающих патологической забывчивостью. Это доставляет неприятности не только их близким и коллегам по работе, но и самому обладателю проблем с памятью. Человеку, освоившему инструменты запоминания в раннем возрасте, будет гораздо легче адаптироваться в социуме, добиться успеха в карьере и личной жизни.

 

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: