развивающие игры        01 сентября 2017        1718         0

Эффективные игры и упражнения на развитие внимания у ребёнка 6–7 лет

Эффективные игры и упражнения на развитие внимания у ребёнка 6–7 летСтарший дошкольный возраст (6–7 лет) — ответственный этап в жизни ребёнка и, как следствие, в жизни его заботливых родителей. Идущая полным ходом подготовка к школе требует от малыша умения концентрировать внимание, удерживать его и эффективно распределять между несколькими объектами сразу. Вы можете помочь карапузу, предложив ему для тренировки внимания полезные и увлекательные упражнения.

Развитие слухового внимания

«Большое» — «маленькое»

Сначала нужно объявить, как и на какие объекты должен реагировать ребёнок.

Вариантов много:

  • кивнуть головой;
  • хлопнуть в ладоши;
  • топнуть левой/правой ногой;
  • подпрыгнуть на одной/двух ногах;
  • дотронуться до носа

и т. п.

В игре можно использовать классификацию предметов только по одному или сразу по нескольким признакам. Например, реагировать надо на маленькие объекты живой природы. Можно договориться, что на разные объекты должна быть разная реакция. Например, если объект маленький — ребёнок встаёт на цыпочки, а если большой — приседает.

Если в игре участвует несколько детей, добавьте условие: кто ошибся — выбывает, а игра продолжается, пока не будет определён победитель.

Последовательности слов можно называть произвольно, а можно подготовиться, распечатав себе несколько карточек со словами.

Например:

Слон, телевизор, будильник, бегемот, комар, божья коровка, корова, бык, цыплёнок, велосипед, колибри, сокол, гусеница, автобус, тыква, Дюймовочка.

Для внимательных дошкольников с хорошей памятью задание можно усложнить. Пусть ребёнок послушает последовательность из нескольких слов, а потом повторит её, расставив слова по мере увеличения их размера.

Например:

  • Было: жираф, муравей, корова, стрекоза.
  • Станет: муравей, стрекоза, корова, жираф.
 «Поймай звук»

Перед началом упражнения объявляется звук, который надо ловить: услышав этот звук в речи ведущего, ребёнок должен хлопнуть в ладоши (или топнуть ногами).

Возможны варианты:

  • Ведущий называет произвольную последовательность слов. В некоторых из них есть звук-«беглец». Таким образом хорошо отрабатывается восприятие парных согласных.
  • Ведущий зачитывает отрывок из любимой книжки ребёнка. В этом случае можно предложить малышу не хлопать в ладоши, а считать в уме, сколько раз он услышал загаданный звук. После прочтения отрывка взрослый проверяет, справился ли карапуз с заданием. Если случилась осечка, они вместе смотрят текст и ищут «беглеца».

Например, предложите ребёнку внимательно послушать отрывок и подсчитать, сколько раз в нём прозвучал звук «с».

Осень

Отшумело весёлое лето. Укрылась земля опавшей сухой листвой. С каждым днём становится всё прохладнее. Скоро припустят затяжные осенние дожди. Ну, здравствуй, красавица Осень!

В этом тексте буква «с» встречается 14 раз. Обсудите, сколько раз она обозначает мягкий звук, а сколько раз — твёрдый. Вспомните, что ещё вам известно об этой букве. Попросите ребёнка назвать несколько слов, в которых буква «с» стоит в начале, в середине и в конце.

Развитие концентрации внимания

В школе ребёнку особенно важно уметь концентрироваться на объяснениях учителя, не отвлекаясь на шум в классе или коридоре, вид за окном, красивые новые школьные принадлежности на собственной парте. Чтобы повысить концентрацию внимания дошкольника, просите его выполнять ваши задания при наличии отвлекающего фактора.

Задания могут быть самыми разными — в зависимости от знаний и возможностей ребёнка:

  • посчитать до 10 в прямом, а затем обратном порядке;
  • посчитать десятками до 100;
  • рассказать алфавит;
  • рассказать наизусть стихотворение.

Главное условие — вы должны отвлекать малыша. Пойте песни, стройте забавные рожицы, смешите ребёнка, задавайте ему вопросы.

Отлично развивает способность сосредоточиться такой вариант семейного досуга:

Папа устно задаёт простые примеры в пределах 10, а мама произвольно произносит любые числа. Сможет ли малыш не поддаваться на мамины провокации и правильно отвечать папе?

Развиваем наблюдательность

«Что изменилось»

Эффективные игры и упражнения на развитие внимания у ребёнка 6–7 летНаблюдательность, или зрительное внимание, хорошо развивают игры из серии «что изменилось». При разных условиях суть их одинакова: ребёнок внимательно смотрит на какой-либо объект, затем отворачивается, ждёт, пока объект некоторым образом изменят, снова смотрит на него и указывает, что изменилось. Серия таких упражнений прекрасно развивает не только внимательность, но и зрительную память, поэтому предлагайте подобные задания каждый раз, как представится удобный случай.

  • Пусть ребёнок на чистом листе бумаге нарисует любое изображение: сюжетную картинку, какой-то предмет или просто узоры. Попросите малыша отвернуться, а тем временем дорисуйте его картинку, добавив в неё несколько деталей. Ну-ка, что изменилось?
  • Распечатайте на листе А4 12 любых картинок. Это могут быть животные, предметы домашнего обихода, фрукты и овощи и пр. Разрежьте лист. На другом листе начертите таблицу 3*4. Расположите на получившейся сетке 4 карточки произвольным образом. Дайте ребёнку время запомнить расположение карточек, а затем внесите изменения. Получится ли у малыша восстановить начальную ситуацию на игровом поле?
  • Если игроков несколько, можно проверить наблюдательность ребёнка на предметах гардероба. Пока он отвернулся, участники игры меняются кепками, часами, сандалиями… Как быстро наш герой сумеет обнаружить все замены?
«Развивающие прогулки»

Очень удобно и эффективно развивать зрительное внимание во время прогулки. Учите ребёнка подмечать всё, что его окружает. Можно давать ему целенаправленные задания:

  • «Посчитай, сколько фонарных столбов на нашей улице».
  • «Каких машин мы сегодня встретим больше — красных или синих?»
  • «Интересно, есть ли у кого-нибудь на детской площадке такие же игрушки, как у тебя?»

А можно уже дома проверить, насколько внимательный дошкольник растёт в вашей семье. Задавайте ребёнку вопросы о том, что вы могли наблюдать на прогулке. Успешно ли он справится с такой задачкой?

Подвижные игры для развития внимательности в старшем дошкольном возрасте

«Запрещённое движение»

Для игры нужны ведущий и игроки. Чем игроков больше, тем веселее получается занятие. Но можно поиграть вдвоём, без компании.

Ребята становятся вокруг ведущего. Ведущий показывает движение, которое игроки должны повторить. Но одно из движений — запрещённое (его объявляют перед началом игры). Если ведущий покажет его, детям надо остановиться на месте. Кто ошибся, выбывает из круга. Игра продолжается, пока в кругу не останется только самый наблюдательный. Он объявляется победителем и становится новым ведущим.

«Не делом, а словом»

Игроки должны выполнять словесные команды ведущего. Сложность задания в том, что ведущий говорит одно, а делает другое:

  • говорит прыгать на месте, а сам начинает приседать;
  • говорит хлопать в ладоши, а сам топает ногами.

Это занятие интересно и малышам, и даже взрослым. Попробуйте и расскажите о своих впечатлениях в комментариях!

«Покажи стихию»

Эту игру на развитие внимательности у дошкольников очень удобно включать в развлекательную программу на детском празднике. Вам нужно выбрать ведущего и включить весёлые детские песенки. Дети танцуют под музыку, но как только ведущий громко и чётко произносит название одной из стихий, все танцоры должны принять правильную позу:

  • «земля» — присели, ручки к полу;
  • «вода» — руки развели в стороны;
  • «воздух» — встали на носочки, руки тянем вверх;
  • «огонь» — стоим, прижав согнутые в локтях руки к груди.

Друзья, пусть описанные нами игры и упражнения помогут вашему ребёнку стать более внимательным, наблюдательным и сосредоточенным. Мы желаем вам успехов и счастливого родительства. До новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: