развивающие игры для детей 5–6 лет        11 декабря 2017        169         1

Игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Игры для речевого развития детей старшего дошкольного возрастаУровень развития речевых навыков — один из важнейших показателей готовности ребёнка к школе. Чтобы переход от дошкольного детства к первоклассным будням прошёл для любимого чада как можно более комфортно, заботливым мамам и папам следует обратить особое внимание на такие факторы:

  • чистота произношения;
  • способность дифференцировать звуки на слух;
  • активный словарный запас;
  • грамматический строй речи.

Какие игры и упражнения можно использовать для речевого развития детей 6–7 лет? Давайте разбираться вместе!

Развитие фонематического слуха

«Повторюшки»

Ребёнку надо повторить воспроизведённый вами ритм. Можно ритм прохлопывать в ладони, отстукивать карандашом по столу или топать ножками, а можно использовать игрушки-«шумелки»:

  • ксилофон;
  • бубен;
  • барабан.
«Где спрятался звук»

Для этого игрового упражнения на развитие речи вам понадобятся сюжетные картинки с обилием различных предметов на них.

Сначала просто рассмотрите изображение, обсудите, что на нём нарисовано, пусть малыш назовёт вам как можно больше слов. А теперь попросите ребёнка назвать только те слова, в которых есть заданный звук.

«Найди лишнее»

Взрослый называет последовательность слов, а малыш должен определить, какое из них тут лишнее. Важно: объясните, что ориентироваться нужно на звучание, а не значение слова.

  • кабан → кафтан → пиджак → банан;
  • дочка → сын → почка → кочка;
  • тик → пик → миг → маг;
  • мальчик → пальчик → зайчик → белочка;
  • лом → дом → ток → том
«Стоп-сигнал»

Для игры надо приготовить несколько картинок с различными предметами и две карточки из красного и зелёного картона.

Если вы показываете картинку и правильно называете изображённый на ней предмет, малыш должен пропустить вас, показав зелёный цвет. Если вы ошиблись, надо показать красный стоп-сигнал.

 Игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста  Игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста  Игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста Игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста
патан дерево булка банана
кабан терево втулка бамана
банан тетерев будка памана
матан белемо трубка напама
бамам дерево путка панама
панан телефо будка манапа
банан дерево курка панама

ВАЖНО: все звукосочетания декламируйте медленно, громко и чётко.

 «ЛОТО»

Приготовьте карточки с картинками (по 4 картинки на одной карточке — наиболее удобный формат), жетоны без обозначений (чтобы закрывать картинки) и жетоны с буквами (их можно вырезать из картона, сделать из пластиковых крышек или воспользоваться элементами магнитной азбуки).

Все карточки делятся между игроками. Ведущий вытаскивает букву. Если в карточке игрока есть слово с этой буквой, можно закрыть картинку жетоном. Побеждает тот, кто первый закроет все картинки.

 Игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста  Игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста  Игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста  Игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста
 Игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста  Игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста  Игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста  Игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста
 Игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста Игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста Игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста Игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Больше игр для развития слуховой внимательности и фонематического восприятия вы найдёте в статье «Как развивать фонематический слух».

Развитие лексического строя речи

«Магазин»

Приготовьте предметные картинки по разным лексическим темам:

  • посуда: чашка, стакан, кружка, бокал, миска, тарелка, блюдце, вилка, ложка;
  • одежда: свитер, кофта, сарафан, платье, халат, ботинки, сапоги, туфли, косынка, шарф, платок;
  • фрукты: яблоко, груша, персик, абрикос, апельсин, мандарин, лимон;

и т. д.

Вам надо провести в вашем магазине ревизию — проверить наличие товаров и правильно разложить их по отделам. Попросите ребёнка помочь. Вы называете отдел, а малыш подаёт вам товары-картинки, правильно называя изображённые предметы.

ВАЖНО: подберите картинки таким образом, чтобы акцентировать внимание на близких, но отличающихся предметах:«кружка» → «чашка»,«сапоги» → «ботинки»,«апельсин» → «мандарин» и пр.

«Повар»

Приготовьте макеты или предметные картинки с фруктами и овощами. Возьмите две кастрюли (или заменяющие их ёмкости). В одной кастрюле малышу надо сварить компот, в другой — борщ.

  • Ну-ка, юный повар! Разложи фрукты-овощи по кастрюлькам!
Игры для речевого развития детей старшего дошкольного возрастаИгры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста«Скажи одним словом»

Вы показываете ребёнку несколько картинок или называете несколько слов, а ему надо подобрать общее название для всех предметов. Эта игра учит правильной классификации и активизирует пассивный тематический запас.

Например:

  • снег, лыжи, санки → зима;
  • сапоги, ботинки, босоножки → обувь;
  • смородина, клубника, малина → ягоды.
 «Глаголы к слову»

Игра на развитие глагольного словаря. Удобно проводить игровое упражнение с мячом, но, если мяча нет, можно передавать любой предмет или просто называть слова по очереди.

Ведущий спрашивает:

  • Что делает котёнок?

Игроки должны называть свои варианты:

  • мурлычит;
  • мяучит;
  • играет;
  • спит;
  • кушает;
  • прячется;
  • дрожит;
  • убегает.

Когда варианты иссякнут и ни один из участников игры не сможет придумать новое слово, вопрос меняется.

  • Что делает мама / папа / Ванечка / цыплёнок / лист / ветер?
«Слова к глаголу»

Эта игра противоположна предыдущей. Ведущий должен называть действие, а игроки подбирают подходящие слова. Например:

  • что надевают: одежду, обувь, шапку, платье, кафтан, маску;
  • что варят: капусту, вареники, пельмени, борщ, суп, компот, кашу;
  • кто поёт: певец, девочка, мальчик, человек, мужчина, женщина, бабушка, дедушка, хор;
  • кто играет: музыкант, дети, котёнок, щенок, артист, игроки, футболисты.

Развитие грамматического строя речи

«А у меня нет»

Правила игрового упражнения просты. Вы произносите:

  • У меня есть [любой предмет].

Ребёнок должен ответить, что у него этого предмета нет.

Например:

  • «У меня есть шапка» «А у меня нет шапки».
  • «У меня есть хлеб» «А у меня нет хлеба».
  • «У меня есть дочь» «А у меня нет дочери».

Таким образом отрабатывается навык формирования родительного падежа для имени существительного в единственном числе. По аналогии проведите занятие для существительных во множественном числе:

  • «У меня есть игрушки» «А у меня нет игрушек».
  • «У меня есть звери» «А у меня нет зверей».
  • «У меня есть монеты» «А у меня нет монет».
«Кто какой»

Раздайте ребёнку предметные картинки. Важно, чтобы на них были представлены имена существительные мужского, женского и среднего рода.

Спросите малыша:

  • О чём можно сказать: «красная»?

Ребёнок должен внимательно посмотреть на картинки и верно назвать слова женского рода:

  • Шапка, тарелка, морковь.

Затем разберитесь со средним родом: «платье», «окно», «яблоко».

Не забудьте про слова мужского рода: «свитер», «графин», «шкаф».

Для закрепления темы поменяйте несколько цветов.

А теперь предложите ребёнку сложить все картинки стопочкой рубашкой вверх. По очереди переворачивайте их и к каждому изображению подбирайте подходящее слово (имя прилагательное).

«Это чьё?»

Цель игры: научить ребёнка образовывать притяжательные прилагательные.

Приготовьте несколько картинок с изображениями животных.

Задайте вопрос:

  • Это чей след?

Поочерёдно показывайте картинки, глядя на которые ребёнок должен давать ответы формата:

  • заячий;
  • лисий;
  • коровий.

Меняйте вопросы, спрашивая, чей дом, чья каша, чьё золото и т. д.

«Звериный детский сад»

Эта игра — вариант упражнений на образование множественного числа для существительных. Её особенность — все предлагаемые слова обозначают детёнышей домашних животных, птиц и диких зверей.

  • Если слонёнок придёт в детский сад, кто будет в его группе? — Слонята!
  • А если львёнок? — Львята!
  • А если цыплёнок? — Цыплята!
«Угощения для зверей»

Перед ребёнком лежат парные предметные картинки по теме «Животные и их еда». Надо собрать пары и проговорить вслух, кто что получает:

  • медведю я дам мёд;
  • кошке я дам молоко;
  • собаке я дам косточку.

А теперь предложите составить предложения по другому образцу:

  • медведя я угощу мёдом;
  • кошку я угощу молоком;
  • собаку я угощу косточкой.

Таким образом на одном дидактическом материале вы отработаете навыки образования дательного и творительного падежей.

Советы «Эврики»:

  1. Ваши занятия по развитию речи должны быть систематическими и регулярными. Используйте словесные игры в любое удобное время: пока готовите обед, а ваш маленький помощник крутится рядом с вами на кухне, по дороге в детский сад или на секцию, в длинной очереди и пр.
  2. В старшем дошкольном возрасте ребёнок уже должен вырабатывать произвольность и удерживать внимание усилием воли, но всё же игра пока остаётся для него основным видом деятельности. Старайтесь, чтобы занятие было полезным, но при этом воспринималось как увлекательное развлечение.
  3. Всеми доступными средствами стимулируйте речевую активность своего дошкольника. Задавайте ему вопросы о том, как он провёл время в ваше отсутствие, вместе придумывайте сказки и рассказы, играйте в разнообразные игры, обсуждайте просмотренные фильмы и прочитанные книги.

Разговаривайте со своими детьми, наслаждаясь общением. Это не только самый доступный, но очень эффективный метод речевого развития, но и важный шаг на пути построения крепких, доверительных отношений. Пусть беседы станут частью вашей счастливой семейной жизни.

Счастливого родительства! До новых встреч.

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

  • http://vk.com/id299412097 Елена Власюк

    Ух ты! Вот это прям отличная подборочка! Спасибо большое!