развивающие игры        19 октября 2017        194         0

Игры с мозаикой

Игры с мозаикойСреди обилия существующих сегодня развивающих игр и игрушек мозаика уверенно занимает лидирующие позиции. Первое знакомство малыша с яркими, притягивающими взор деталями можно организовать уже в возрасте 8–9 месяцев, а затем активно использовать их на протяжении всего дошкольного детства, усложняя и модернизируя игры и упражнения с мозаикой. Польза этой красочной игрушки огромна:

  • развитие усидчивости;
  • эстетическое воспитание;
  • развитие мелкой моторики;
  • стимулирование воображения;
  • знакомство с цветами и формами;
  • формирование образного мышления;
  • формирование навыков осознанной деятельности.

Как эти функции реализуются на практике? Давайте разбираться вместе!

Первая встреча

«Мозаичный» ассортимент позволяет подбирать варианты на любой запрос. Для самых маленьких игроков нужно выбрать мозаику с самыми большими деталями. Тут всё просто: чем меньше ребёнок, тем крупнее мозаика. Отличный вариант — напольная мозаика с крупными деталями в виде грибных шляпок или шестиугольников. Детали либо просто выкладываются в произвольном порядке, либо крепятся друг к другу при помощи нехитрой системы пазов.

Позвольте ребёнку рассмотреть игрушку, подержать яркие элементы в руках. Покажите, как они смотрятся на ровной поверхности. Положите рядом несколько деталей и предложите малышу продолжить ряд.

Ребёнку постарше — от года и более — можно предложить мозаику с полем-основой. Для начала — таким, в котором элементы надеваются на выпуклые соты, а позже игрушку с перфорированным полем и деталями-гвоздиками (попасть таким гвоздиком в небольшое отверстие — сложная задача для маленьких пальчиков).

И не забывайте соблюдать технику безопасности во время детских игр с мелкими предметами!

Игры с мозаикой для самых маленьких

«Букетик для мамы»

На полянке растут красивые цветочки: жёлтые, красные, синие (в случайном порядке расставленные детали мозаики). Давай соберём красивый яркий букет!

Малышу надо вытащить детальки и сложить их в мисочку. Можно положить несколько разноцветных мисочек (или листов цветного картона), тогда задача усложнится, ведь надо не просто вытащить непослушные элементы, но и сообразить, как их рассортировать.

Аналогично можно собрать морковку для Зайчика или малинку для Мишутки. Такое задание укрепит детские пальчики и обогатит багаж знаний ребёнка по лексической теме «Животные».

«Птичий двор»

Посадите перед полем для мозаики игрушечных птенчиков (можно вырезать картонные картинки). Объясните ребёнку, что за птичками надо ухаживать, их надо кормить зерном.

Пусть малыш в произвольном порядке вставит детали мозаики в отверстия. По необходимости помогите карапузу справиться с этим, пока ещё сложным для него заданием.

«Равнение на маму»

Мама уточка собралась вести своих малышей на пруд купаться. Надо помочь ей собрать утят в ряд.

Поставьте на доску игрушечную уточку (или картинку), а малыш должен позади неё рядком выстроить жёлтых «утят». Обратите внимание, что в этом задании от малыша требуется не просто вставить детали в отверстия поля, но соблюсти определённый порядок.

«Дорожки»

Поставьте друг напротив друга две игрушки. Расскажите карапузу историю о том, как Зайчик собрался в гости к Мишутке, но заблудился в лесу и потерял дорогу.

  • А ну-ка, малыш, помоги зверяткам встретиться. Сделай для зайчика новую дорожку!

Ребёнку в возрасте 1–1,5 лет достаточно выложить детали крупной мозаики в относительно ровный ряд. Деткам постарше можно поставить задачу сложнее: сделать дорожку определённого цвета, например, зелёную тропинку или голубой мостик над речкой.

«У погоды нет плохой погоды»

Приготовьте две картонные заготовки: жёлтое солнышко или голубое облачко. Посмотрите с малышом в окно. Какая сегодня погода? В солнечный день установите над полем для мозаики солнышко, а малыш пусть из жёлтых деталей мозаики сделает солнечные лучики. Если на дворе дождик или снег, то из облачка-тучки будут идти голубые осадки.

«Укрась картинку»

Игры с мозаикойПриготовьте яркую картинку на плотном картоне. Шилом проделайте отверстия, в которые ребёнку надо будет вставить детали мозаики. Позаботьтесь о том, чтобы детали было удобно подбирать по цвету.

Развиваем логику и математические способности

Мозаику очень удобно использовать для знакомства ребёнка с такими важными понятиями, как:

  • цвет;
  • форма;
  • число;
  • сложение;
  • вычитание
  • сравнение;
  • классификация.

Задания должны усложняться по мере взросления ребёнка. Для малышей 2–3 лет хороший результат — воспроизвести узор по образцу.

Выложите ряд, который ребёнок должен повторить. После того как карапуз справится с заданием, обсудите с ним, сколько деталей в ряду и какого они цвета. Используйте такие слова:

  • следующий;
  • предыдущий;
  • правее/справа;
  • левее/слева

Ребёнку 5–6 лет предложите выполнять ваши словесные команды:

  1. В пятом слева столбце игрового поля выложи вертикальный ряд из 5 синих деталей.
  2. Слева от синего ряда выложи зелёный ряд. Он должен быть на одну деталь больше, чем синий.
  3. Справа от синего ряда выложи красный ряд. Он должен быть на одну деталь меньше, чем зелёный.
  4. Слева от зелёного ряда выложи ряд, в котором чередуются красные и синие детальки. Он должен быть на одну деталь меньше, чем красный ряд.
  5. Справа от красного ряда выложи ряд, в котором чередуются зелёные и синие детальки. Он должен быть на одну деталь больше, чем крайний левый ряд.

На каждом этапе обсуждайте, что должно получиться и почему. Помогайте ребёнку, но не торопитесь отвечать вместо него. Позвольте ему обдумывать задание в удобном для него темпе. Начинайте с простых заданий, наращивая уровень сложности постепенно.

Помните: самое главное в развивающих занятиях с дошкольником — это искренняя заинтересованность ребёнка.

Советы «Эврики»:

  1. Не ограничивайте игры с мозаикой выкладыванием простых традиционных узоров. Смело проявляйте родительский креатив на радость себе и малышу.
  2. Выкладывая из мозаики буквы и цифры, малыш будет развивать моторику, учиться читать и считать. Комбинируйте разные направления детского развития, значительно повышая эффективность занятий с дошкольником.
  3. Подключайте воображение, используя мозаику для сюжетно-ролевых игр. По мановению вашего творческого желания цветные фрагменты могут превращаться в миниатюрных жителей сказочной страны, машинки на городских улицах, пассажиров общественного транспорта… Но, представляя вместо мозаики угощения для кукольного застолья или витаминки для игры в «Больницу», будьте аккуратны: малыш может по примеру его любимой куклы Машки потянуть цветные штуковины в рот.

Друзья! Детские игры могут и должны быть интересны и полезны не только малышу, но и вам. Главное — отдаваться процессу с душой, позволяя игровому процессу перенести вас в уютный мир чистой фантазии. Счастливого вам родительства! До новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: