Игры-шумелки: весёлые и шумные развивающие занятия для малышей

Игры-шумелки: весёлые и шумные развивающие занятия для малышейДошкольное детство — пора игр и активного изучения окружающей действительности. Собственно, во многом именно через игры дошколята эту самую действительность и познают.

  • Игры позволяют знакомить карапузов с буквами и цифрами, с формой и цветом.
  • Они учат дружить, фантазировать, творить.
  • Помогают развивать речь, физические способности и музыкальный слух.

Особый восторг у малышей вызывают шумные развлечения: всё, что связано с топаньем, хлопаньем, стуками, кричалками и шепталками. В общем, извлечение звуков всевозможными способами — занятие очень увлекательное. Но и польза его для развития дошкольника огромна. Как раз об этом наш новый материал.

Польза шумелок

Игры-шумелки — это разыгрываемые с детьми истории: стишки, сказки, сценки. Они сопровождаются шумовым оформлением различного типа. Их часто используют воспитатели и музыкальные работники в детском саду или в развивающих центрах, но ничто не мешает провести такое занятие дома своими силами. Главное — понять, как это устроено, для чего оно нужно и, конечно, найти или придумать несколько историй, подходящих для шумелок.

При умелом обращении игры-шумелки — эффективный инструмент развития дошкольника. Почему? Рассказываем:

  • Потопать за мышку можно пальчиками, а вот за слона придётся топать кулачками. Можно постучать по стеклянной банке, а если этой же палочкой постучать по картонной коробке, то звук получится совсем иным. Шумелки учат приёмам извлечения звуков.
  • Для игр можно использовать собственное тело (шепчем, поём, стучим, хлопаем в ладоши), подручные материалы или специализированный инвентарь: колокольчики, треугольники, молотки-пищалки, бубны и барабаны… Ребёнку предстоит увлекательное знакомство с шумовыми музыкальными инструментами.
  • Чтобы играть по правилам, придётся дифференцировать звуки по разным критериям: громкости, тональности, длительности звучания. Это отлично развивает слух.
  • Чтобы вовремя издать нужный звук, надо внимательно следить за происходящим (произносимым), что превосходно тренирует память, внимательность и усидчивость.
  • Когда заготовленные истории наскучат, можно придумывать сказки самостоятельно, а это не что иное, как развитие творческого потенциала.
  • Разыгрывая сценки для шумелок, дитя проводит время с родителями. А повод побыть вместе никогда не может быть лишним.
  • Пригласите в свои шумные забавы друзей своего малыша. Игра станет интереснее, а ребёнок получит дополнительные баллы к своим коммуникативным способностям.

Как играть в шумелки

Шуметь, конечно, просто (вот не шуметь порой непросто, уж простите за каламбур J). Но шуметь с пользой — дело другое. Хотя, как вы сейчас убедитесь, и тут нет ну совершенно ничего сложного.

  1. Запаситесь инвентарём: инструментами и бытовыми предметами, способными издавать разнообразные звуки. К примеру, надутый шарик забавно скрипит, бумага шелестит, а пакет шуршит. К игре можно приспособить многое: деревянные ложки, расчёску, молнии и липучку, посудку пластмассовую и обычную вашу посуду…
  2. Подберите истории, которые будут соответствовать возрасту и интересам ребёнка, но при этом удобны для звукового оформления.
  3. Большое значение имеет атмосфера. Крайне желательно, чтобы все посторонние звуки были сведены к минимуму. Можно украсить комнату для занятий (читай: продумать декорации) и себя с ребёнком (то есть придумать сценические костюмы).
  4. Почётная роль чтеца отводится взрослому. Используйте свою артистичность, чтобы сделать сказку-шумелку максимально интересной. Не забывайте выдерживать паузы, подкреплять свои слова мимикой и жестами.
  5. Шумовые эффекты должны органично дополнять текст, заполняя предусмотрительно оставленные паузы. Маленьким детям можно и даже нужно подсказывать, когда, чем и как шуметь. Ребятам постарше предлагайте искать звуковые решения самостоятельно.
  6. Конечно, важно правильно выбрать время для игры. Малыш должен быть бодр и весел. К тому же учитывайте, что шумные развлечения будоражат детей, а потому не планируйте их непосредственно перед отходом ко сну.

Готовы? Поиграем!

«На вокзале»

  • Когда к станции приближается поезд, необходимо оповестить всех, чтобы были внимательны и осторожны.

Колокольчик или треугольник.

  • Поезд едет издалека. Сначала мы его еле-еле слышим.

Тихий звук, имитирующий стук колёс (барабан, стук по плотной коробке или доске).

  • Но постепенно гул нарастает.

Стук становится громче.

  • И вот наконец поезд приехал.

Ребёнок кричит: «Ту-туууу».

  • Он высадил всех, кто прибыл на место. Собрал новых пассажиров. И отправился дальше.

Имитирующий стук колёс звук сначала громкий, но становится всё тише и тише.

«Весенняя прогулка»

  • Однажды Танечка с мамой пошли гулять.

Шаги.

  • Дело было весной, когда распустились цветы и повсюду щебетали птички.

«Птичек» могут исполнить детская свиристелка, металлофон, треугольник…

  • Мама увидела очень красивый цветок и подошла к нему.

Громкие и медленные шаги.

  • Она позвала дочку, и Танечка тоже подошла к цветку.

Тихие и быстрые шаги.

  • А там, в цветке, сидела самая настоящая пчела.

«Жжжжжж».

  • Но Танечка даже ни капельки не испугалась. Потому что пчёл она перестала бояться ещё в два годика. Тем более от пчёлки девочку отвлёк шорох в траве.

Пошелестеть бумагой.

  • Ну надо же! — восклинула мама. — Смотри-ка, Татьяна: тут ёжик.

Фыр-фыр-фыр.

  • Довольные прогулкой, мама с Танечкой отправились домой.

Шаги.

  • По дороге они ещё встретили дятла.

Постучать по дощечке.

  • Но это уже другая история. А пока — конец!

Удар по треугольнику (гонг).

«Парочки»

развивающие занятия для малышейА ещё можно предложить ребёнку простые игры-шумелки, в которых главная задача звукового оформителя — быстро ориентироваться в предлагаемых понятиях. Суть задания проста: звук издаётся одним способом (хлопаем ладошками по коленям, или топаем ножками, или стучим по дощечке — неважно). Но варьируем его ритм и громкость.

Например, парочка «Мамы и детки». Вы называете взрослых животных и детёнышей, а малыш стучит либо частыми «шажками», либо редкими.

  • Вот пошла слониха-мама.

Медленно.

  • А за ней — её слонёнок.

Быстро.

  • Прошла рядом мама-кошка.

Медленно.

  • А за ней — её котёнок.

Быстро.

  • Пробежал смешной щеночек.

Быстро.

  • А навстречу — папа-пёс.

Медленно.

  • А за ним собака-мама.

Медленно.

  • Собака-бабушка.

Медленно.

  • И маленький братишка-щенок.

Быстро.

Или шумелка-парочка «Далеко-близко»:

  • Далеко проехал трактор.

Тихо.

  • Близко проскочил трамвай.

Громко.

  • Далеко прошёл автобус.

Тихо.

  • А поближе — грузовик.

Громко.

  • А поближе — мотоцикл.

Ещё громче.

  • А подальше — мотоцикл.

Тише.

  • И подальше — мотоцикл.

Ещё тише.

«Парочки» прекрасно развивают внимательность, а если играть, что называется, от души, то забава получается невероятно весёлой. Попробуйте и убедитесь лично!

Будем рады, если вы поделитесь с нами новыми шумелками, а также расскажете о своих впечатлениях от такого способа развивать слух, внимательность и фантазию дошкольника.

Счастливого, творческого вам родительства! До новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: