чтение        12 марта 2018        133         0

Как научить ребёнка быстро читать

Как научить ребёнка быстро читатьПриветствуем вас, уважаемые читатели! В этом материале вы узнаете, как научить ребёнка быстро читать. Этот навык просто необходим младшим школьникам и подросткам как при обучении, так и в жизни. Он позволяет не только повысить успеваемость, но и обеспечивает высокую скорость восприятия информации. Но чтобы ваш кроха научился не только быстро произносить слова, но и понимать тексты, необходимо установить причины медлительности на данном этапе.

Причины неудачи

Говорить об обучении быстрому чтению можно лишь в том случае, если ребёнок твёрдо знает буквы, хорошо читает по слогам, но дальше этого движение не происходит. Причины могут быть разнообразными:

  • Небольшой словарный запас. Если малыш использует в своей речи ограниченное количество слов, а родители не работают над расширением его словарного запаса, то процесс будет даваться ему с трудом.
  • Невнимание. Если кроха регулярно отвлекается и не может сосредоточиться, он будет не в состоянии быстро проговаривать текст и одновременно вникать в его смысл. Следует включить в распорядок дня деятельность, которая будет способствовать усилению внимания и сосредоточения. Этому может помочь сбор конструкторов, настольные игры, рисование и т. д.
  • Ограниченный объём оперативного поля зрения. Это означает, что взгляд может охватывать только 2–3 буквы или слога, но не одно или несколько слов. Такая способность приходит исключительно с практикой.
  • Слабый артикуляционный аппарат. Если у малыша плохая дикция, он не произносит чётко отдельные звуки, ему будет трудно быстро воспринимать текст.
  • Низкий уровень памяти. Когда ребёнок, прочитав несколько слов или предложение, сразу забывает, о чём шла речь, ему будет трудно запоминать информацию. Он может быстро читать слова. Но если такого кроху спросить, о чём был рассказ, он не сможет ответить на вопрос.
  • Родители или учителя подбирают слишком сложную литературу. Следите, чтобы тексты были адаптированы к возрасту вашего чада. В противном случае он не скоро научится читать быстро и правильно.
  • Регулярные возвращения к прочитанным словам. Некоторые дети, неправильно произнеся слово или запнувшись на нём, возвращаются и стараются прочитать его заново. Нужно избегать таких повторений, поскольку скорость чтения от них только уменьшается.

Если вы заметили у своего ребёнка одну или несколько причин замедленного чтения, предлагаем вам алгоритм совершенствования навыка.

Методики и упражнения

Как научить ребёнка быстро читатьСначала следует определиться, какова техника чтения у вашего малыша. Для этого необходимо выбрать текст, подходящий по возрасту вашему крохе, дать его прочитать и засечь время. В первом полугодии 1 класса ребёнок должен осилить 20–25 слов. К концу первого класса этот показатель увеличивается до 45 слов.

Как правило, заниматься совершенствованием навыка есть смысл, если кроха уже пошёл в 1 или 2 класс или твёрдо освоил чтение по слогам в 5–6 лет. С этой целью предлагаем эффективные упражнения, которые помогут вашему малышу достигнуть высокой техники чтения:

  • Выделяем главное. Если ваш малыш невнимателен или плохо запоминает текст, начните тренировку с нескольких предложений. Попросите прочитать 2–3 предложения. Затем поинтересуйтесь, о чём шла речь. Если кроха затрудняется с ответом, повторите упражнение. Не подсказывайте! Добейтесь, чтобы он сам пересказал вам текстовый отрывок.
  • Работа с карточками. На отдельных картонных карточках напишите половинки слов, а затем перемешайте их. Попросите малыша соединить две половинки слов как можно быстрее. Постоянно перемешивайте карточки, чтобы усложнить задание. Пособия можно сделать разноцветными, если работа покажется слишком сложной. Первые части слова сделайте, например, красными, а окончание — синим.
  • Деформированные предложения. Лучше всего эту работу проводить с карточками. Придумайте несложное предложение и напишите каждое слово на отдельном листочке. Составьте из них предложение. Затем попросите малыша переставить слова так, чтобы не потерялся смысл. Например, вы составили «Ёлка росла в лесу», а ребёнок переделал: «В лесу росла ёлка». Акцентируйте внимание на том, что при перестановке слов смысл не меняется.
  • Ролевое чтение. Берите для работы небольшие сказки, сценарии мультфильмов и читайте их по ролям. Ребёнок может на время представить себя любимым персонажем из мультфильма, героем книги. Вы можете заранее подготовить иллюстрации к тексту, чтобы малышу не было скучно.
  • Наращивание слов. Этот способ подразумевает занятия словообразованием. Возьмите короткое корневое слово, например «лес», и наращивайте к нему приставки и суффиксы. Какие у вас получатся слова? «Лесок», «лесочек», «лесной», «лесник» и т. д. Практика помогает крохе видеть родственные слова и при чтении предугадывать их окончание.
  • Чтение по-разному. Вы можете взять небольшой текстовый отрывок и разбить его на 3–4 абзаца. Каждый из этих абзацев можно читать с разной силой голоса и интонацией: шёпотом, громко, тонким голосом, про себя. В конце попросите пересказать материал.
  • Игра с ударениями. Если ваше чадо часто делает ошибки в ударениях, поиграйте со словами. Попросите поставить ударение сначала на один слог, а потом на другой. На какой будет комфортнее?
  • Ищем слово. Предложите небольшой текст. Заранее попросите во время чтения найти в нём некое слово. Такое упражнение развивает внимание и концентрацию. Лучше всего делать это упражнение с двумя детьми. Победителем становится тот, кто раньше найдёт слово.
  • Стимулируйте чтение. Выберите интересную сказку или рассказ и начните читать его ребёнку. На самом интересном месте скажите, что устали, и предложите малышу закончить самому. После этого спросите, что заинтересовало кроху, о чём был текст.
  • Осиливаем согласные. Слова с большим количеством согласных осваиваются трудно и замедляют процесс. Ежедневно пишите их на карточках и предлагайте их прочитывать.
  • Подчёркиваем буквы. Совмещайте чтение с параллельными задачами. Например, дайте задание подчеркнуть все буквы «О» или «А». Одновременно кроха должен освоить текст и понять его содержание. Засекайте время и стимулируйте работать с каждым разом быстрее.
  • Развиваем поле зрения. Начертите таблицу и в каждой клетке напишите по 1 букве. Задача крохи — указать букву и сразу произнести её. Чем быстрее это будет сделано, тем лучше. Читать буквы можно как по вертикали, так и по горизонтали.
  • Артикуляционная гимнастика. Лучше всего дикцию развивают скороговорки. Просите менять силу голоса, следите, чтобы малыш чётко проговаривал звуки.
  • Смысловая догадка. Хорошая техника чтения невозможна без умения предугадывать окончание слова. Для тренировки напишите несколько слов, пропустив в них слоги или отдельные буквы. Кроха должен будет восстановить их.
  • Зоркость. Чтобы развить это свойство, напишите на листочке гласные буквы, а между ними поставьте согласные. Спросите, какая буква в ряду лишняя и почему.
  • Тренировка внимания. Начните читать текст и внезапно дайте команду «Стоп!» Ребёнок должен оторвать глаза от текста на несколько секунд, а затем быстро найти то место, где он остановился, и продолжить.

Во время тренировок обязательно поощряйте детей!

Итак, если вы хотите развить у малыша хорошую технику чтения:

  • выясните причины, мешающие этому;
  • выберите необходимые упражнения и тренируйтесь ежедневно по 15–20 минут 2–3 раза в день;
  • обязательно хвалите ребёнка!

Дорогие читатели! Если вы знаете другие способы совершенствования техники чтения у детей, обязательно поделитесь ими с читателями в комментариях. До новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: