чтение        13 октября 2017        637         0

Как научить ребёнка читать грамотно и осознанно

Как научить ребёнка читать грамотно и осознанноОбучение чтению — процесс длительный и ответственный. Выучить буквы, разобраться, как складывать их в слоги, а из тех, в свою очередь, выстраивать слова и предложения — это лишь начало продолжительного и увлекательного путешествия в волшебный мир литературы. Когда малыш уверенно зачитывает вслух «МА-МА МЫ-ЛА РА-МУ» и даже уже прочитал все тексты из своего первого тренажёра для чтения, пора переходить на следующую ступень — развивать грамотное, осознанное чтение. Как это реализовать на практике? Давайте разбираться вместе!

Что значит «читать правильно»

Обучение чтению дошкольника предполагает работу в двух направлениях:

  • развитие технических навыков;
  • осознанное восприятие текстов.

Под техникой чтения (которую, если помните, проверяют на уроках в начальной школе) подразумевается прежде всего скорость чтения. На самом деле это понятие гораздо шире и наряду с умением читать быстро включает в себя следующее:

  • грамотное озвучивание слов;
  • верную расстановку ударений;
  • соблюдение знаков препинания (выделение их интонациями и паузой);
  • плавность чтения (переход от слогового к чтению слов целиком).

Но мало читать бегло. Важно извлекать смысл из прочитанного. Понимать содержание текста и демонстрировать способность это содержание донести до окружающих. Видеть не только фактаж, но и идею произведения. Именно осознанное чтение лежит в основе успешной учёбы ребёнка, ведь основной объем требуемой по школьной программе информации учащиеся должны извлекать из учебников и дополнительной литературы.

Осознанность чтения неизбежно страдает при недостатке техники, но без неё технически хорошее чтение теряет смысл. Под способностью ребёнка читать правильно следует понимать чтение, при котором хорошо развиты обе составляющие: и техника, и осознанность.

Будьте готовы к тому, что сознательное чтение не развить за несколько занятий. Этот навык формируется постепенно и зависит от многих показателей:

  • кругозора и эрудиции;
  • богатства словарного запаса;
  • подключения к чтению памяти, мышления и воображения.

Но, разумеется, определённый вклад в умение ребёнка читать осознанно, вы можете внести уже в период дошкольного детства. И в этом вам помогут предложенные нами упражнения, а также рекомендации, которые мы публиковали ранее в статье «Как научить ребёнка читать и понимать текст: 10 эффективных советов».

Упражнения на формирование грамотного чтения

Если ребёнок уже активно читает тексты самостоятельно, но всё ещё допускает досадные ошибки, поработайте над навыком грамотного чтения, отложив пока в сторону тренировку скорочтения.

«Нелепица»

Чтение незнакомых слов, а ещё лучше — слов несуществующих, заставит ребёнка внимательнее смотреть в текст, не додумывая непрочитанные буквы и слоги, а воспроизводя вслух ровно то, что увидит глаз.

  1. Попросите малыша прочитать предложение:

Керлявый шерободлик снявился с менлявой хохечявкой.

  1. Задайте к прочитанному вопросы:

О ком идёт речь в предложении? (О шерободлике)

Какой он? (Керлявый)

Что он сделал? (Снявился)

С кем? (С хохечявкой)

С какой? (С менлявой)

Удивительно, как, не понимая ни единого слова, можно увидеть их взаимосвязь и разглядеть в полной, казалось бы, нелепице определённый смысл.

«Шиворот навыворот»

Как научить ребёнка читать грамотно и осознанноПри чтении движение глаз привычно осуществляется слева направо. Иногда эта привычка играет с начинающими читателями злую шутку и услужливо предлагает сознанию додумывать слова, а не читать их по тексту. Можно отойти от стереотипного прочтения, если попробовать читать в другом направлении — справа налево. Начните с прочтения слов

  • М О Д ←
  • К О Р У ←
  • А Л О К Ш ←
  • К И Н Е Ч У ←
  • Ь Л Е Т И Ч У ←

А теперь попросите ребёнка прочитать несколько  предложений, первое слово в которых стоит справа, второе — левее от него и т. д.

День летний жаркий был. Ярко светило солнце. Голубое было небо. Цветы поле в собирали девочки три. Цветов разных букету по набрали они. Голову на венки красивые цветов полевых из сплели потом а.

А теперь надо прочитать текст, в котором всё шиворот навыворот (буквы, слова, предложения).

Конёлсам йикьнелам йонсос доп аледиву ялаВ. Кивозёребдоп йывисарк йозёреб доп лёшан амоР. Имабирг аз сел в илшоп атябер.

Пусть ребёнок медленно, вслух прочитает текст три раза, а затем ответит на ваши вопросы.

  1. О чём этот текст?
  2. Какое название к нему можно подобрать?
  3. Куда отправились ребята?
  4. Что они делали в лесу?
  5. Как зовут мальчика?
  6. Как зовут девочку?
  7. Где нашёл подберёзовик Рома?
  8. Почему подберёзовик так называется?
  9. Как называют грибы, которые растут под осиной?
  10. Какой гриб нашла Валя?
«Выборочное озвучивание»

Предложите ребёнку небольшой текст для самостоятельного чтения. Сначала попросите прочитать его вслух, затем про себя. А теперь, собственно, само упражнение: читать про себя, произнося вслух только подчёркнутую часть слова. Это задание поможет сформировать навык грамотного чтения детям, которые часто «глотают» окончания слов, домысливая или искажая их.

Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали. Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.

Упражнения на развитие восприятия прочитанного

Чтобы понимать текст, чтобы читать осознанно, необходимо развивать читательскую внимательность, память, мышление. Необходимо учить ребёнка правильно воспринимать отдельные слова, предложения и целые тексты.

«Составь из слогов слово»
  • ЗИ — НА — КОР
  • РЕ — МО — ХОД
  • ВЕ — КА — РЁВ
  • ЛИК — РАБ — КО
  • БЕ — МОТ — ГЕ
«Найди слово»

Предложите ребёнку несколько буквенных последовательностей, в каждой из которых спряталось слово (или даже несколько). Буквы, складывающиеся в слова, надо подчеркнуть цветным карандашом.

  • М Р А Ш И С Н К Т А
  • Т О Е Р Е А М С О К
  • К О Н А И Г А
  • Ш С К Р О Л А
  • К Ц А Ч И Е Р Л К Ь
«Прочитай без пробелов»

Пробелы помогают нам понять, где заканчивается одно слово и начинается другое. Но что делать, если эти маленькие пропуски решили прогулять свою работу и сбежать от читателя? Ты справишься, малыш?

Ванечкаужебольшой.Скороемувшколу.Онстанетучеником,первоклассником.Будеткрасивописатьручкойвтетрадяхичитатьучебникидляребят.

Советы «Эврики»

  1. Ребёнок начал читать? Поздравляем! Но это только самое начало пути. Не расслабляйтесь, друзья, и не пускайте дальнейшее освоение чтения на самотёк. Учите читать осознанно, быстро, грамотно. Поверьте, эти навыки очень помогут вашему малышу в дальнейшей жизни.
  2. Включайте упражнения на развитие техники и осознанности чтения в вашу программу развивающих занятий с дошкольником. Подбирайте интересные для ребёнка задания, чередуйте их, варьируйте, смело вносите свои правки. Важно, чтобы юному читателю такие уроки приносили не только пользу, но и удовольствие.
  3. Чтобы искренне и на всю жизнь полюбить чтение, необходимо с раннего детства получать от этого процесса удовольствие. Тщательно подбирайте первые тексты. Не прекращайте читать малышу вслух, едва он научится читать самостоятельно. Обсуждайте прочитанные произведения, ставьте по ним театральные постановки и придумывайте весёлые литературные викторины.

Счастливого и плодотворного вам родительства, друзья! До новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: