чтение        09 августа 2017        582         0

Как научить ребёнка читать

Как научить ребёнка читатьПриветствуем вас, дорогие читатели! В этом материале вы познакомитесь как с традиционными, так и новыми методиками, как научить ребёнка читать. Вы сможете подобрать для своего малыша оптимальные способы обучения, позволяющие привить и закрепить навык в игровой форме. Хотите попробовать? Тогда приступаем!

Что новенького?

Прежде чем обращаться к традиционной практике обучения чтению, рассмотрим, что предлагают современные достижения педагогов.

  • Чтение с рождения (методики Масару Ибука, Павла Тюленева). Сегодня популярно обучение с первых дней жизни на основе карточек с буквами, изображениями и т. д. Если показывать младенцу слова, написанные на карточках, в течение нескольких секунд, считается, что он запоминает изображённое на подсознательном уровне. Впоследствии, когда малыш увидит это слово, он воспримет его целиком и прочитает. Однако польза такой методики ставится под сомнение: смогут ли дети, увидев незнакомое слово, прочитать его без проблем? Или понадобится традиционное умение читать по буквам? Во всяком случае опираться только на раннее обучение не стоит.
  • Кубики Зайцева. Методика не доказала свою эффективность. Она заключается в игре с кубиками, на каждой стороне которых написан склад (сочетание согласного с гласным или «Ь», «Ъ»). Из складов можно складывать слова. Внутри каждого кубика есть наполнитель, который при движении издаёт глухой или звонкий звук. Автор методики полагает: так малышу легче научиться различать звонкие и глухие звуки. Минус этого способа обучения состоит в том, что родители потратят много времени на изготовление кубиков или крупную сумму на покупку готовых, при этом результат крохи в обучении мало чем отличается от успехов других детей.
  • Онлайн обучение. Сегодня у занятых родителей популярно обучение малышей с помощью мультфильмов, компьютерных игр. Чего проще! Включил мультик — и ребёнку грамотно всё объяснят и покажут, а обучающая игра закрепит навыки. Видео онлайн — хороший помощник, но пользоваться им стоит не более получаса в сутки. Помните: при онлайн-обучении чтению отсутствует обратная реакция ребёнка, интерактив. Никто, кроме вас, дорогие родители, не сможет проверить, насколько хорошо малыш усвоил материал.

Привлекая в процесс обучения новые методики, не полагайтесь на них на 100%. Используйте их как помощников, но не более!

С чего начать?

В домашних условиях начинайте процесс обучения чтению по старинке: прививайте любовь к книге, проводите вместе время за чтением детских книжек. Чем больше в доме книг, чем больше ребёнок видит читающих родителей, тем скорее он полюбит этот вид досуга.

Предполагается, что к моменту обучения чтению у крохи должна быть полностью сформирована речь. Ребёнок должен четко выговаривать все звуки, иначе процесс будет неэффективным.

Развитием речи нужно заниматься с первых месяцев жизни младенца: петь ему песенки, читать вслух книжки, больше разговаривать с ним, чётко произнося все звуки и слова. Только путём кропотливой работы в течение первых трёх лет вы подойдёте к знакомству с алфавитом.

Когда настанет время выучить первую букву, проведите это знакомство как можно более торжественно: приготовьте пирожное в форме буквы «А», подарите говорящую азбуку на батарейках, расскажите сказку о волшебном мире алфавита и т. д. Важно заинтересовать кроху!

Приобретите большое и красочное (но небесполезное!) обучающее пособие: букварь. Полистайте его вместе с малышом, насладитесь самим общением с книгой. Теперь наступает время занятий. Не форсируйте события, не ругайте и не заставляйте ребёнка заниматься, если он в плохом настроении или выражает явное нежелание. Дожидайтесь удачного момента и следуйте правилам:

  • Даже если малыш ходит в детский сад и с детьми педагоги проводят развивающие занятия, находите время для совместного чтения дома.
  • Подойдите к процессу творчески. Игра — ваш лучший союзник. Складывайте буквы из всего, что вас окружает, находите их на вывесках во время прогулки, вырезайте из картошки, пеките печенья в форме буквы. Чем ярче впечатления, тем лучше запоминается материал.
  • Малыш должен усвоить не графическое обозначение буквы, а её звучание (не «Пэ», а «П»). Это существенно поможет в составлении слогов.
  • Начинайте обучение с гласных, затем переходите к звонким согласным, после — к глухим. С шипящими ребёнок познакомится в самом конце обучения.
  • Всё время повторяйте предыдущий материал: это повысит шансы на успех.
  • Параллельно составляйте из выученных букв слоги.
  • Начинайте с легко произносимых слогов, постепенно переходите к трудным буквосочетаниям.
  • Не спешите объединять слоги в слова: кроха должен освоить сам принцип объединения гласных и согласных букв.
  • Когда кроха научился читать слоги с первой согласной буквой, приступайте к слогам с первой гласной.
  • И лишь теперь переходите к простым словам.
  • Следите, чтобы слова произносились чётко, почти нараспев. Перед знаками препинания делайте паузы.

Описанный порядок обучения обязательно сформирует устойчивый навык при условии регулярных занятий.

Выходим на новый уровень

Как научить ребёнка читатьЕсли ваш кроха уже научился читать по слогам, предлагайте ему простые книжки, заинтересовывайте чтением. Но главное — умение понимать прочитанное. Многие дети в результате обучения неплохо овладевают техникой, но совершенно не умеют пересказать текст.

Чтобы выработать устойчивый навык понимания, действуйте поэтапно:

  • Читайте короткие предложения и просите малыша полностью повторить их. Когда он смог воспроизвести одну реплику, переходите к следующей.
  • Прочитайте так абзац текста. Пусть на первый раз он состоит из 4–5 предложений. Теперь попросите ребёнка своими словами пересказать небольшой отрывок.
  • Если с маленьким текстом не возникло проблем, постепенно увеличивайте объёмы прочитанного.
  • Для первых пересказов подбирайте тексты, в которых много действий: их излагать намного легче. Когда с повествованием дело наладится, переходите к элементам описания.
  • Учите ребёнка читать предложения с вопросительной и восклицательной интонацией. Для этой цели отлично подходят тексты с диалогами и прямой речью. Их можно воспроизводить по ролям.
  • Развивайте образное мышление. Без него чтение длинных текстов превратится для ребёнка в мучение. Малыш должен учиться визуализировать в воображении то, что он узнал. Выполняйте несложные задания по рисованию и конструированию: они способствуют развитию фантазии.

Если вы благополучно прошли все этапы обучения с раннего возраста, то к 6–7 годам обучение в школе для вашего ребёнка не будет трудностью.

Итоги

Чтобы формирование навыка чтения было эффективным, следуйте простым правилам:

  • Действуйте поэтапно. Когда один навык усвоен, переходите к овладению другим.
  • Не заставляйте ребёнка, преподносите процесс обучения в форме игры.
  • Начинайте с развития речи. Знакомьте кроху с буквами, когда малыш уже хорошо выговаривает звуки и слова (приблизительно в 3–4 года).
  • Развивайте образное мышление: без него невозможно восприятие длинных текстов.
  • Убедитесь, что кроха понял прочитанное. Попросите его повторить текст или пересказать его.

Если вы в данный момент на этапе обучения чтению с вашим ребёнком, поделитесь своими впечатлениями в комментариях. Читателям обязательно пригодится ваш опыт. До новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: