подготовка к школе        09 июня 2017        2011         1

Как научить ребёнка писать

как научить ребёнка писатьЗдравствуйте, дорогие читатели! В этом материале мы поговорим о том, как научить ребёнка писать. Вы узнаете об основных этапах и убедитесь, что прописи — далеко не самый главный элемент в обучении письму.

Когда начинать?

На этот вопрос у педагогов и психологов есть разные ответы. Одно из мнений — до школы вообще не стоит усаживать ребенка за тетрадь. Даже если он и научится писать, спешка и нерегулярные занятия могут испортить почерк.

Однако, если взглянуть на школьный план и структуру прописей, становится понятно, что подобные утверждения давно устарели. Скорость, с которой программа идет вперед, просто не оставляет малышу времени на тренировку. Не отработав до конца почерк, в начальной школе дети уже пишут диктанты и сочинения.

Запомните, дорогие родители: программа школы предусматривает, что первоклассники придут подготовленные. Вывод следует из тех требований, которые выдвигаются при тестировании. Так что нам придётся начинать процесс подготовки к письму самостоятельно.

Оптимальный возраст для начала — 5–6 лет (речь идёт о работе с прописями). Ребёнок уже обладает достаточной усидчивостью и может сосредоточиться на задании, даже если оно не кажется ему слишком интересным. Ищите стимулы, подключайте фантазию, убеждайте — никто лучше вас не найдёт подход к малышу.

Осваиваем азы

Подготовка к письму производится задолго до того, как малыш впервые сядет за печатные прописи:

  • С 1–1,5 лет тренируйте мелкую моторику, чтобы ребёнок в дальнейшем научился писать красиво. Перебирание круп, бобовых, нанизывание бусинок, шнуровка, простейшие конструкторы в виде пирамидки отлично подойдут для отработки начальных навыков. Хорошо развивают моторику рук пальчиковые краски.
  • В 2–3 года предложите ребёнку карандаши или фломастеры. Это будет первая «проба пера». Пусть малыш пока рисует линии, каракули, пробует цвета. За это время рука привыкнет держать пишущие предметы. Продолжаем занятия с конструкторами.
  • К 3–4 годам запаситесь раскрасками. Покажите крохе, как держать карандаш (подробно об этом будет сказано ниже), обводить картинку по контуру. Когда этот этап будет освоен, приступайте к раскрашиванию. Следите, чтобы малыш не выносил штрихи за пределы контура.
  • В 4–5 лет рисуйте с ребёнком простейшие геометрические фигуры: линии, треугольники, квадраты, круги. Следите, чтобы линии были ровные, а круги и квадраты — пропорциональными. Обязательно покажите ребёнку, как рисовать человека, используя имеющиеся навыки, — это задание включено в тестирование первоклассников. Прорисовывайте глаза, брови, ресницы, пальцы и другие детали. Создавайте с малышом простейшие композиции: букеты цветов, полянку с деревьями и солнышком, морской берег. Рисование — самый большой шаг к каллиграфии.

Более подробно о развитии мелкой моторики у малышей вы можете почитать в нашем материале на эту тему. Если вы регулярно занимались с ребёнком, освоение школьных премудростей не составит труда. Рука крохи будет «заточена» под нужные навыки.

Подготовительный этап

как научить ребёнка писатьВ 5–6 лет, когда придёт время серьёзно готовиться к школе, в процессе занятий следуйте рекомендациям:

  • Не начинайте с обведения букв в печатных прописях! Вы только испортите ребёнку почерк.
  • Первое время, пока кроха не освоит элементарные фигурки (кружки, линии), не давайте ему шариковую ручку — пишите карандашом. Подберите трёхгранный экземпляр с мягким стержнем. Для работы приобретите печатную тетрадь, в которой требуется обводить, а затем и писать самостоятельно элементы букв: крючки, полукруги и т.д. Поскольку в прописях ограниченное место для тренировки, вы всегда можете стереть плохо написанное и потренироваться снова.
  • Следите за правильной постановкой руки. Указательный палец должен находиться чуть выше заточенной части карандаша, а карандаш должен опираться на последнюю фалангу среднего пальца. Если рука крохи соскальзывает, нарисуйте на карандаше точку, которой он должен соприкасаться со средним пальцем, и попросите кроху при письме следить, чтобы точка не меняла своего положения.

Современные производители предлагают специальные резиновые насадки, призванные закрепить правильное положение руки при письме. Вы можете использовать их, чтобы показать малышу, как правильно держать письменные принадлежности, но не нужно увлекаться «помощником». Как только положение усвоено, убирайте насадку и требуйте, чтобы ребёнок сам следил за положением руки.

Пишем цифры

  • На следующем этапе учимся писать цифры. Практика показывает, что дети гораздо быстрее осваивают написание чисел, чем букв. В таком подходе есть свой плюс: когда ребёнок подойдет к изучению алфавита, рука будет достаточно натренированной.
  • Берём прописи цифр и продолжаем занятия исключительно карандашом.
  • Если тетрадь закончилась, а вы чувствуете, что навык у малыша ещё не закреплён, приобретите дополнительные прописи или самостоятельно прописывайте числа в обычной тетради, опираясь на каллиграфический образец.
  • Добивайтесь чистоты и не удивляйтесь, если процесс займёт несколько месяцев.

Знакомимся с печатными буквами

Как правило, после «марафона» с цифрами дети быстро осваивают печатное письмо. Для этого не обязательно приобретать прописи — достаточно обычной тетради в клеточку. Показать малышу, как пишутся буквы, может каждый родитель. Тренируйтесь сначала в написании букв, затем переписывайте предложения.

  • Пишем слова под диктовку печатными буквами. Зачем это нужно в 5–6 лет? Малыши учатся различать звуки на слух и зрительно запоминают написание слова. Когда придёт время писать диктанты прописью и изучать орфограммы (правила правописания), многие проблемные моменты уйдут сами собой: кроха будет автоматически писать слово так, как он его запомнил.
  • Постепенно переходите к диктовке отдельных предложений, текстов. Познакомьте малышей с большой буквой, элементарными знаками препинания и их назначением (точка, запятая, восклицательный и вопросительный знаки).
  • Параллельно осваиваем прописные буквы по печатным прописям. Сначала карандашом, потом ручкой. По окончании работы с печатной тетрадью возьмите шаблонную тетрадь с частыми косыми линиями: в ней малыш будет писать, словно по клеткам, поскольку пока ему ещё трудно выводить буквы одинакового размера и соблюдать наклон.
  • Последний этап перед школой — работы в обычной тетради в косую. Не подгоняйте ребенка: требуйте аккуратности и чистоты!

Прочитав эту схему обучения, родители могут недоуменно воскликнуть: «А что делать в первом классе, если ребёнок будет уметь писать и читать?». Поверьте, в шумной атмосфере класса он может так растеряться, что только твёрдо усвоенные до школы навыки помогут сориентироваться и показать себя с лучшей стороны.

А у вас, милые родители, появится достаточно времени, чтобы понять, какие упущения в подготовке вы допустили, и достойно «догнать» материал.

Итак, чтобы поэтапно научить ребёнка писать, необходимо:
  1.     В 5–6 лет освоить с ним написание простых элементов карандашом.
  2.     Научить писать цифры.
  3.     Показать начертание печатных букв.
  4.     Тренировать написание слов и предложений под диктовку печатным письмом.
  5.     Освоить пропись.

Если вы знаете другие эффективные методики, поделитесь опытом в комментариях. До новых встреч!

 

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

  • Светлана

    Очень хотелось бы узнать методику обучения письма для деток левшей. Может есть такой материал у кого-нибудь…. поделитесь.