Учёные называют математику королевой наук, а мамы будущих школьников знают, что это один из важнейших предметов в образовательной программе. Очень часто именно с пробелами в вычислительных навыках связаны проблемы учеников в начальной и средней школе. Психологи выяснили, что особенности мозга ребёнка дают возможность освоить порядковый счёт уже в 2 года, используя яблоки, мячи, игрушки. К 3-4 годам при активном содействии родителей кроха начинает правильно раскладывать кубики по коробкам и делить конфеты между членами семьи. В 4-5 лет возраст позволяет осмысливать и производить решение простейших примеров в уме.
Некоторые специалисты по раннему развитию полагают, что нужно учить считать, едва малышу исполнится год. Но стоит ли взваливать на младенца ещё один поток данных в период ежедневных открытий о мире? В это время кроха легко впитывает информацию, но счёт усваивается на автоматическом уровне. Первые результаты того, что ребёнок понимает, зачем мама учит его каким-то словам, перебирая пальчики или указывая на предметы, появятся не раньше 2 лет.
В современной педагогике бытует мнение, что к 4 годам необходимо обязательно обучить чадо счёту. Противники этой теории утверждают, что в 5-6 лет это происходит наиболее эффективно. Начинать изучение арифметики можно в любом дошкольном возрасте, следует лишь учитывать особенности занятий в каждом периоде.
Основы арифметики в 2-3 года
Память в этом возрасте устроена так, что в ней остаётся только интересная для малыша информация. Если родители попытаются настаивать, кроха заупрямится или запомнит частично и на короткое время. На этом этапе допустимы не уроки, а обучающие игры в повседневной жизни:
- Одеваясь на прогулку, подсчитываем рукава куртки, штанины, носки, пуговицы и ботинки.
- Покупаем 3 булочки, 2 пакета молока, 5 бананов и «много» конфет.
- Расставляем чашки и раздаём пряники каждому члену семьи.
- Считаем и называем ступени в подъезде, лавочки в сквере, машины на стоянке.
- Выясняем количество мочалок и надувных уток в ванной.
- Применяем пальчиковые игры, собираем пирамидки, разучиваем считалочки.
Малыши быстро впитывают информацию, в процессе общения нужно обратить внимание на понятия «столько же», «больше» и «меньше».
Обучение вычислениям в 4-5 лет
К четырем годам дети довольно осознанно забирают нужное количество конфет из вазы, понимают, что значит поделиться одной-двумя с мамой или сестрой. На этом этапе вводятся небольшие занятия, целью которых является получение следующих знаний:
- Определения «больше — меньше».
- Деление поровну, разложение на составляющие.
- Сложение, вычитание, перемена мест предметов.
- Порядок от 1 до 10.
В течение этого периода предполагается переход от предметного счёта к устному. Для этого применяются таблицы, карточки, настольные игры.
Математика в 5-6 лет
Если ваш ребёнок усвоил информацию, полученную на предыдущих этапах, то ему пора переходить за пределы первого десятка. Классический метод, основанный на счётных палочках, подразумевает 3 ступени:
- Знакомство с десятком как с единицей счёта, путём объединения и скрепления 10 элементов.
- Изучение чисел второго десятка с помощью поочерёдного прибавления палочек.
- Освоение двузначных чисел в пределах 100.
Алгоритм образования сотни из десятков можно показывать на горошинах, кубиках, таблицах или использовать новые методики. Но иногда родители считают, что не стоит двигаться дальше в этом направлении, потому что таких знаний не требуется для поступления в школу.
Условия для успешных занятий
Родители вольны выбирать любой способ обучения малыша. Но не стоит забывать, что правильно организованный учебный процесс — залог хорошего восприятия информации:
- Хвалите за успехи.
- Помогайте в решении сложных задач.
- Не бойтесь упрощать упражнения и возвращаться назад.
- Составьте расписание и оборудуйте рабочее место.
- Постоянно повторяйте пройденный материал.
- Вспоминайте о том, что выучили, на прогулке, на кухне, в ходе спортивных игр.
Систематические и верно построенные занятия, возможно, не сделают ваше чадо математическим светилом, но окажут весомую помощь в обыденной жизни и при освоении школьной программы.