счёт        21 декабря 2017        484         0

Как научиться считать в уме

Как научиться считать в умеЗдравствуйте, наши уважаемые читатели! Дети не задумываются над тем, как научиться считать в уме, поэтому задача родителей — объяснить ребёнку, почему это важно, и помочь ему приобрести этот ценный навык. Прочный фундамент для занятий — любознательность малыша и его неуёмное желание познавать окружающий мир.

Начальный этап освоения счёта

Конечно, начинать изучать цифры нужно с наглядных примеров. Проводить занятия с детьми нужно легко, ненавязчиво, недолго, без оценивания знаний ребёнка. Малыш в возрасте 2–3 лет с вашей помощью быстро усвоит счёт от 0 до 10, если он будет регулярно:

  • Видеть изображение цифр. Яркие картинки, раскраски, кубики, даже печенье в виде цифр помогут ребёнку легко запомнить их внешний вид.
  • Слышать от вас, как они называются. При этом стоит изучать порядковый и количественный счёт. Как легко запомнить последовательность цифр? Например, во время подъёма по ступенькам или выполнения физических упражнений.
  • Видеть и оценивать количество предметов, которое соответствует данному числу. Для развития таких навыков можно использовать что угодно, от игрушек и собственных пальчиков до раскрасок с цифрами. Ребёнок быстро научится считать то, что представляет для него интерес: свои игрушки, животных во дворе, деревья и другие объекты. Озвучивайте ему количество необходимых предметов: потерял 1 рукавичку — значит, 1 ручке будет холодно. А чтобы было тепло, нужно надеть 2 рукавички. Когда малыш лепит что-то из пластилина, например мишку, попросите его слепить 4 лапки, 2 передних и 2 задних.
  • Важно объяснить крохе, что означает «больше», «меньше», «равно». Например, позвольте ему взять одну конфету. Если малыш просит ещё, спросите у него: «Ты хочешь больше конфет? Сколько?» Или так: «Сегодня на площадке гуляет меньше детей, чем вчера, потому что дует холодный ветер».

Этот навык пригодится ему в будущем при решении задач. Когда в условии задачи есть слова «забрали», «продали», «ушли» и так далее, ребёнок должен понимать, что предметов или людей стало меньше, то есть ему предстоит сделать пример на вычитание.

Привлекайте кроху к сервировке стола и озвучивайте свои просьбы при помощи цифр. Например: «Я поставила 5 тарелок, а ты принеси столько же вилок».

Считаем в уме

Только после того, как малыш уверенно научился считать видимые им предметы хотя бы до 10, выучил порядок цифр и понимает их значение, можно переходить к счёту в уме. Такой навык можно начать вырабатывать в возрасте 3–4 лет. Мы дадим вам несколько рекомендаций, которые помогут ребёнку освоить устный счёт.

Тренируйте память и воображение

  1. Договоритесь, что сегодня во время прогулки вы запомните всех знакомых, с которыми поздороваетесь. Придя домой, попросите кроху вспомнить, кого же он сегодня повстречал. А теперь попросите его посчитать всех этих людей. Теперь малышу придётся пользоваться не только зрением, но и памятью, что развивает его способность считать в уме.
  2. Если кроха собирает домик из конструктора, поговорите с ним о его планах: «А сколько тебе нужно деталей для крыши?», «А сколько будет окон?» Пусть малыш развивает своё воображение и при этом пользуется математикой.
  3. Самую простую игру «Что изменилось» можно немного усложнить и задать малышу математические вопросы. Её суть — расставить перед ребёнком несколько предметов и попросить его отвернуться. Пока он не видит, нужно забрать, например, одну вещь и замаскировать пустое место. Когда малыш повернётся, он должен определить, какой предмет исчез. Но дополнительно можно спросить у него, а сколько же предметов было в начале, сколько исчезло и сколько осталось. Такая простая игра поможет ребёнку познакомиться с понятием «состав числа» и выполнить в уме простейшие примеры на сложение и вычитание.
  4. Малышу 5–6 лет можно предложить складывать цифры в номерах машин. Например, 315 — это 3 + 1 + 5 = 9.

Практикуйтесь

Как научиться считать в умеОднажды вы можете услышать фразу: «Зачем учиться считать, если это можно сделать на калькуляторе или при помощи гаджетов?» Покажите ребёнку на практике, что этот навык необходим каждому человеку. Где ему может пригодиться устный счёт?

  1. В магазине. Отправляйте его почаще за мороженым или хлебом. Расспросите малыша о ценах на разные виды мороженого, поговорите с ним о том, сколько сдачи ему дали. Правильно ли посчитала продавец? А что, если она ошиблась? А хватило бы у тебя денег на 2 пачки мороженого? В результате юный покупатель поймёт, что деньги нужно контролировать, а для этого нужно уметь считать в уме достаточно быстро.
  2. В играх. Например, играя в прятки, скажите малышу, чтобы он запрятался, пока вы считаете до 10. Делайте это медленно и громко. А в другой раз пусть запрячется, пока вы досчитаете от 10 до 1, то есть в обратном порядке. Естественно, когда прячетесь вы, то считать должен малыш. Он даже не догадается, что это была не только игра в прятки, но и тренировка устного счёта.
  3. Если вы живёте выше первого этажа, то, поднимаясь с ребёнком по ступенькам, обращайте его внимание на номер этажа. Причём проговаривайте это разными способами: «Это второй этаж», «Смотри, здесь написана цифра два» и так далее. Если поднимаетесь на лифте, то пусть кроха сам отыщет кнопку с нужной цифрой и нажмёт на неё.
  4. Просите малыша нажимать кнопки с цифрами на разных устройствах, например на пульте от телевизора: «Переключи на первый канал» и так далее.
  5. Играйте в настольные игры с фишками и кубиком. В них ребёнку предстоит быстро определить количество точек на кубике и отсчитать нужное количество шагов на игровом поле, а это ускоряет его мыслительные процессы.

Совмещайте разные способы счёта

Есть дети, которые долго думают, когда им предлагают решить стандартный пример на вычитание или сложение. Но зато они отвечают быстро, если этот же пример им озвучить при помощи предметов. Например, «У тебя было 2 конфеты, дали ещё 3 конфеты. Сколько конфет всего?» Ребёнок ответит правильно, так как он может легко представить себе подобную ситуацию. Но бывает и наоборот, когда пример на бумаге решается быстрее, чем в уме.

В обоих случаях нужно дать ребёнку возможность решить пример так, как ему проще, но затем предложить и второй вариант решения. Постепенно малыш привыкнет считать цифры и в уме, и на бумаге и перестанет пользоваться дополнительными приёмами.

Счёт в уме — базовый навык успешного ученика

Если ребёнок освоит устный счёт, то школьные знания будут даваться ему гораздо легче. Да и пользоваться такой способностью ему придётся всю жизнь. Поэтому мы советуем вам научить малыша считать без записей и вычислительной техники и объяснить ценность такой привычки. Давайте перечислим главные принципы эффективных домашних занятий по устному счёту:

  • Учите играючи, словно «между делом». Это только укрепит любознательность малыша.
  • Совмещайте счёт и другие занятия, которые интересны ребёнку. Например, шаги, физические упражнения, рисование, математические стихи, прогулки и так далее.
  • Развивайте память и воображение ребёнка. Учите его представлять ситуации и описывать их при помощи цифр.
  • Проведите аналогии с математическими знаками: «+» — это когда чего-то стало больше, то есть предметы добавили, принесли, подарили малышу и так далее. «–» означает «меньше», то есть что-то унесли, съели или отдали другому человеку.
  • Почаще практикуйтесь и не торопитесь предлагать малышу большие числа, пока он не освоил предыдущий этап.

Ну а мы желаем вам побольше терпения и выдумки при занятиях с ребёнком! До скорых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: