развивающие занятия для детей 3–4 лет        01 февраля 2018        305         0

Как организовать развивающие занятия в домашних условиях

Как организовать развивающие занятия в домашних условияхДрузья, если вы стоите на распутье, решая, каким образом организовать дошкольное образование своего наследника, эта публикация — для вас. Мы обсудим, как организовать развивающие занятия в домашних условиях, как обеспечить себя необходимым для их проведения материалом, как понять, стоит ли вообще заниматься с ребёнком самостоятельно или, возможно, следует переложить эту задачу на няню, центры раннего развития или детский сад.

Итак, 6 принципов домашних «развивалок».

Принцип 1. Прочь сомнения

Все без исключения родители хотят вырастить своего малыша смышленым, развитым, уверенным в себе, счастливым человеком, которого ждёт в жизни успех и признание. Но начать заниматься с крохой самостоятельно часто мешают сомнения и страхи:

  • «Я не знаю, как правильно заниматься с ребёнком».
  • «У меня нет времени на развивающие занятия дома».
  • «Развивающие материалы слишком дорогие для нашей семьи».

К тому же часто мамы и папы опасаются, что раннее развитие даст нежелательный эффект: вместо беззаботного детства ребёнок будет с младых ногтей грызть гранит науки, а в школе из-за значительного опережения программы утратит интерес к учёбе.

Прочь сомнения! Всё, что вам нужно для эффективных «развивашек» дома, — искреннее желание, заинтересованность в собственном малыше, а также готовность искать полезную информацию и реализовывать советы по дошкольной педагогике на практике.

Принцип 2. Выбираем рабочее место

Безусловно, для дошколят нет такой строгой привязки к рабочему столу, как у школьников. Заниматься с карапузом и можно, и нужно в местах самых разнообразных:

  • дома на кухне, в ванной и в каждой из имеющихся комнат;
  • в парке или на детской площадке во время прогулки;
  • в своей машине или в общественном транспорте…

Но всё же некий «маячок» вам потребуется. Рабочее место, пусть даже относительно условное, дисциплинирует маленького ученика, помогает ему собраться с мыслями и сосредоточиться на занятии. Не забудьте продумать, где и как вы будете хранить необходимые для развивающих занятий материалы: удобно, когда система хранения располагается рядом с выделенным для занятий уголком.

Принцип 3. Планируем

Конечно, даже простые беседы с ребёнком, совместный просмотр развивающих мультфильмов или чтение качественной детской литературы благотворно сказывается на уровне интеллектуальных способностей малыша. Но всё же под ранним развитием понимается систематизированный комплекс развивающих занятий, в процессе которых планомерно и вдумчиво вы будете воздействовать на все важные психические функции ребёнка:

  • внимание;
  • память;
  • мышление;
  • речь;
  • воображение;
  • воля.

В системе всестороннего развития нельзя забывать про физическое воспитание, коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект.

Чтобы ничего не упустить, но не перегружать ребёнка, необходимо заблаговременно планировать свои занятия, учитывая возраст, темперамент и распорядок дня малыша. Кстати, возможность максимально точно адаптировать занятия к индивидуальным особенностям карапуза — значительное преимущество раннего развития в домашних условиях.

Принцип 4. Обеспечиваем необходимый инвентарь

Как организовать развивающие занятия в домашних условияхЧтобы домашние занятия были интересными, насыщенными, разнообразными и действительно полезными, вам понадобится многое:

  • канцтовары;
  • пластилин и другие пластические материалы для лепки;
  • цветная бумага и картон;
  • материалы для развития сенсорного опыта и мелкой моторики;
  • наборы карточек по различным лексическим темам;
  • несколько вариантов азбуки (разрезные картинки, магнитная азбука, интерактивные плакаты);
  • материалы для изучения математики: геометрические конструкторы, счётные палочки, карточки для обучения счёту;
  • музыкальные инструменты;
  • спортивный инвентарь (мячи разного размера, скакалка, обруч, кочки-балансиры).

Вам также могут быть полезны различные популярные нынче развивающие игрушки и игры: сенсорный коврик, геоконт, фланелеграф, лэпбуки, книжки-малышки.

Список внушительный, и это лишь примерный перечень материалов для раннего развития детей. Но не пугайтесь, друзья.

  • Во-первых, вам не нужно покупать всё и сразу. Что-то вам наверняка подарят или уже подарили друзья и родственники, что-то потребуется чуть позже, а значит, и тратиться пока не надо. И тут окажется очень полезным предварительно составленный план развивающих занятий: вы сможете сориентироваться в приоритетах и наметить, что из необходимого у вас уже есть, что придётся покупать в ближайшем будущем, а какие расходы могут подождать до лучших времён.
  • Во-вторых, многое уже есть в вашем доме, просто вы не привыкли рассматривать эти предметы с позиций их пользы для занятий с карапузом. Газеты и салфетки, пластиковые ёмкости и крышки, прищепки и канцелярские скрепки, пуговицы и бусины, шерстяные нитки и цветные платочки — всё это, при желании и фантазии, легко превращается в развивающий материал.
  • В-третьих, вместо стандартных фабричных изделий, вы можете предложить своему малышу эксклюзивные развивающие игрушки собственного изготовления. А если привлечь к hand-made карапуза, то и создание такой самодельной игрушки превратится в развивающее занятие.

Принцип 5. Внимание на ребёнка

Вот вы составили план, подготовили необходимые материалы, распечатали и заламинировали карточки… А малыш не хочет заниматься! Убегает, балуется, а то и капризничает. Досадно и даже немного обидно. Понимаем. Но не спешите отчаиваться.

Запомните главное правило домашних развивающих занятий: в центре всех ваших усилий должен находиться малыш, его потребности и потенциальная польза для него. Не хочет ваш сыночек или дочурка рисовать сегодня цветной манкой — ну и ладно. Займитесь аппликацией или поиграйте бусинами. Попробуйте вернуться к манке в другой раз. И чем младше ребёнок, тем выше вероятность того, что вам придётся менять планы буквально на лету. К этому следует быть готовым. Но очень быстро вы втянетесь в такой режим, и калейдоскопическая смена занятий перестанет казаться вам чем-то обременительным.

Приучить ребёнка к занятиям вам помогут простые советы:

  • малыш должен испытывать интерес к предлагаемому занятию, задания должны быть понятны для него;
  • заканчивать развивающие игры следует чуть раньше, чем они наскучат карапузу;
  • не забывайте о разумном и уместном поощрении своего маленького ученика. Если похвалить за хорошую работу не получается, похвалите за прилежание, усердие.

Привыкнув к систематическим занятиям, ребёнок станет более восприимчивым к вашим стараниям. Постепенно вы даже сможете составлять расписание занятий наподобие тех, что вывешивают на информационном стенде воспитатели детских садов.

Принцип 6. Обозначаем свои цели

Очень важно на этапе организации развивающих домашних занятий честно ответить себе, для чего вы это делаете.

Если вами движет стремление быть «не хуже других», если вы переживаете, что другие родители на детской площадке постоянно обсуждают новомодные развивающие методики и успехи своих вундеркиндов, а вам нечего внести в эту дискуссию, то, возможно, вам придётся столкнуться с разочарованием. Вы не получите результаты быстро и легко.

А вот если вы хотите научить своего ребёнка учиться, мечтаете не дать угаснуть его врождённой детской любознательности, стремитесь вырастить человека, способного нестандартно мыслить и генерировать креативные идеи, то домашние развивающие занятия станут вашей опорой и верным помощником.

И в заключение напомним, что на страницах нашего сайта вы найдёте множество практических рекомендаций по дошкольной педагогике, множество развивающих игр и упражнений, множество инструкций по самостоятельному созданию развивающих игрушек. Подписывайтесь на наши обновления. Вступайте в наши группы в социальных сетях. Оставайтесь с нами.

Пусть ваше родительство будет счастливым. До новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: