Полезные советы        02 марта 2017        7089         0

Как помочь ребёнку заговорить: работаем над мелкой моторикой

мелкая моторикаВ материале «3 главных вопроса о мелкой моторике: что, зачем, когда» мы разбирали само понятие мелкой моторики, говорили о том, почему важно уделять внимание её развитию и когда, в каком возрасте этим надо заниматься. В этой статье сузим вопрос исследования до связи мелкой моторики с формированием речи. Но не забывайте, что значение мелкой моторики в развитии способностей ребёнка куда более многогранно и развитием речевых навыков не ограничивается.

Как мелкая моторика связана с речью

Человеческий мозг — сложная система, структуры которой контролируют все происходящие в организме процессы. Движениями нашего тела также руководят определённые зоны мозга. Примитивные, т. е. автоматизированные и врождённые, движения управляются на подкорковом уровне. А вот при выполнении движений осознанных в работу включается кора головного мозга. Чем более развит этот слой мозга, тем точнее, сложнее и слаженнее движения человека. Но эта связь действует и в обратную сторону: чем больше точных, сложных и слаженных движений будет совершать человек, тем эффективнее будут развиваться корковые уровни его мозга.

Хотя мозг делится на зоны, каждая из которых выполняет определённые функции, их взаимная связь так велика, что воздействие на одну сказывается и на остальных. А если учесть, что сенсомоторная и речевая зоны соседствуют, связь мелкой моторики с речью становится очевидна.

Как развивать мелкую моторику в раннем детстве

Все предлагаемые сегодня упражнения для развития мелкой моторики построены на том, чтобы стимулировать в ребёнке интерес к работе пальчиками и кистями рук. Важно, чтобы занятия были увлекательными, соответствовали возрасту малыша и вызывали у него положительные эмоции. Приступать к развитию мелкой моторики можно уже в первые месяцы жизни крохи. Если такая работа окажется для ребёнка привычной и приятной, вероятность того, что речь будет освоена рано и успешно, значительно возрастает.

Теперь подробнее о способах развития мелкой моторики на подготовительном и преддошкольном этапах становления речи.

Доступно в первый год жизни ребёнка:
  • Массаж. Разминайте ладошку и каждый пальчик в отдельности. Уделяйте внимание тыльной стороне кисти. Используйте основные массажные движения — разминания, пощипывания, похлопывания, растирания. Заканчиваться массаж должен нежным поглаживанием.
  • Удержание предметов в ручках. Вы можете вкладывать ребёнку в ручку свои пальцы, игрушки или предметы подходящего размера. Сначала ваши действия организованы так, что малышу остаётся лишь сжать кулачок. По мере взросления крохи его задача усложняется: вы предлагаете ему скорректировать свои действия со зрением и дотянуться до удерживаемого на незначительном расстоянии предмета, а затем поймать уже движущийся предмет. Ближе к году крохе можно предложить перекладывать предметы из одной ручки в другую.
  • Развитие пинцетного захвата. Формируется чаще в возрасте 8-12 месяцев. Этот навык важно зафиксировать и развивать. Строго под контролем взрослого стимулируйте интерес ребёнка к захвату и удержанию мелких предметов двумя пальчиками — указательным и большим. Это может быть перекладывание бусин из одной баночки в другую, игры с фасолью и горохом, собирание мелких камешков на прогулке и пр. Не забывайте о технике безопасности! Мелкие предметы в этом возрасте ни на секунду не должны выпадать из зоны внимания взрослого.
  • Пальчиковая гимнастика. Сопровождайте движения пальчиками и кистью приятными для слуха детскими потешками. Сочетайте пальчиковые игры и логопедический массаж. Привлекайте к этому методу развития мелкой моторики у младшего ребёнка старших детей. Пальчиковая гимнастика при продуманной организации может оказаться полезной для всех членов семьи.
Развитие мелкой моторики в возрасте 1–3 лет

мелкая моторикаК первому году жизни у большинства малышей заканчивается подготовительный этап формирования речи. Появляются первые слова, словарный запас стремительно растёт, в речи встречаются словосочетания и предложения. В этом возрасте детскому мозгу приходится работать очень интенсивно:

  • контролировать артикуляционный аппарат;
  • запоминать новые слова;
  • распознавать обращённую к крохе речь;
  • формировать мысли малыша в лексические единицы.

Чтобы помочь ребёнку развивать речь, уделяйте пристальное внимание тренировке мелкой моторики.

  • Лепка. Старайтесь выбирать достаточно мягкие материалы, чтобы пока ещё слабые детские пальчики справлялись с возложенной на них работой. Помимо традиционного пластилина, для современных родителей и детей доступен пластилин шариковый, готовое или самодельное тесто, глина, жвачка для рук и специальная масса для лепки. В возрасте до трёх лет не ждите от ребёнка шедевров. Достаточно освоить такие простейшие приёмы, как отщипывание, разминание и сплющивание. И, конечно, все манипуляции должны проходить строго под контролем взрослого и при его активном содействии юному творцу.
  • Пазлы. Выбирайте несложные варианты, где простая и понятная ребёнку картинка складывается из малого количества частей. Можно сделать пазлы самостоятельно, выбрав любую яркую картинку из журнала или распечатав её на домашнем принтере и произвольно разрезав на 2-4 фрагмента.
  • Рисование. В возрасте полутора-двух лет можно предлагать ребёнку взять в руки карандаш или кисточку, а уж с пальчиковыми красками можно резвиться и того раньше. Правда, будьте готовы, что на полотне результатов художества может оказаться меньше, чем на вашей или детской одежде, мебели или обоях.
  • Шнуровки. Неважно, будут это готовые игры из специализированных магазинов или созданная собственноручно яркая игрушка-эксклюзив. Главное, чтобы ребёнку было интересно корпеть над непослушной ленточкой, которую нужно вдеть в отверстия. Аналогом этого занятия можно считать нанизывание крупных бусин на толстую нить или шнурочек. При такой работе пальчики совершают уже достаточно сложные движения, поэтому помощь взрослого на первых порах будет особенно актуальной.

Надо ли заниматься мелкой моторикой, если ребёнок заговорил?

мелкая моторикаНередко осознанные родители, активно внедряющие упражнения на укрепление детских ручек в планы занятий по раннему развитию, теряют интерес к этой деятельности, как только ребёнок демонстрирует стабильные успехи в овладении речью.

Специалисты, изучающие работу психики в разном возрасте, единогласно считают, что мелкая моторика важна для стимуляции активности головного мозга на протяжении всей жизни. Вы можете испытать на себе, как несложный массаж рук помогает взбодриться после интенсивного мозгового штурма, как успокаивает нервы вязание или раскрашивание, как улучшается память и внимательность, если в качестве хобби выбрать занятия, требующие активной работы мелких мышц: вышивание, макраме, моделирование, собирание пазлов и пр.

Напомним, что, помимо стимуляции артикуляции и распознавания речи, мелкая моторика развивает:

  • память;
  • внимание;
  • логику;
  • образное мышление;
  • воображение.

Используйте для развития мелкой моторики материалы НИИ «Эврика» или любые иные доступные и приглянувшиеся лично вам варианты. Главное, чтобы занятия были регулярными и приносили не только пользу, но и удовольствие.

Счастливого вам родительства!

 

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: