воспитание        21 сентября 2017        380         0

Как развивать мышление в дошкольном возрасте

Как развивать мышление в дошкольном возрастеРазвитое мышление — одно из важнейших качеств успешной, счастливой личности. Человек, способный мыслить самостоятельно, разбираться в сути объектов и явлений, делать верные выводы на основании имеющейся информации, гораздо легче добивается успехов в учёбе, бизнесе и личной жизни, чем те, кто привык действовать по предложенным шаблонам, полагаться на чужие инструкции и пребывать во власти стереотипов.

  • Как научить ребёнка мыслить?
  • Как развивать в дошкольнике самостоятельность мышления?
  • Почему это так важно?

Давайте разбираться вместе!

Дошкольное детство: путь от выполнения инструкций до их осмысления

Само понятие «мышление» имеет несколько признанных наукой определений, обобщив которые получаем, что мышление — это способ познания мира и инструмент принятия решений без использования (или с минимальным привлечением) восприятия.

Объясним проще:

  • Прикоснувшись к горячему чайнику, ребёнок понимает: чайник представляет опасность. Это восприятие.
  • Если ребёнок будет думать над этой проблемой, пытаясь понять, в чём опасность чайника, опасен ли любой чайник или только тот, который стоит на включённой плите, опасна ли другая посуда, стоящая на включённой плите, то он использует мышление.

Развитое мышление позволит сделать верные выводы.

Малышам первых лет жизни мы даём готовые инструкции, цель которых обезопасить младенца, помочь ему овладеть базовыми навыками самообслуживания:

  • Переходим дорогу спокойно, за ручку со взрослыми.
  • Дверь в квартиру не открываем.
  • Зубки чистим утром и вечером.
  • Сандалики надеваем на ножки, шапочку — на голову.

Мы не предлагаем ребёнку обдумывать, почему так, а не иначе. Нам достаточно того, чтобы малыш понимал наши просьбы и выполнял их, радуя послушанием.

Постепенно заботливые родители должны переходить на другую форму общения. Чем старше ребёнок, тем важнее добиваться от него не просто следования предложенным алгоритмам, но их осмысления. Важно, чтобы ребёнок понимал, что и почему он делает, что и почему происходит, какие последствия могут быть у каждого действия. Важно, чтобы он учился обобщать, анализировать, группировать. Осознав это и выбрав такую стратегию воспитания, при которой перечисленные требования будут удовлетворены, вы создадите благоприятную среду для развития детского мышления.

Развиваем мышление через воспитание

Друзья, чтобы мыслить эффективно, бесспорно, нужна эрудиция, нужны знания, нужно образование. Но не только образование определяет способность индивида мыслить. Важный вклад в эту психическую функцию вносит и воспитание.

Совет 1. Запаситесь терпением

Чтобы осознать связи между различными предметами и явлениями, малышам требуется определённое время. Порой довольно много времени. К сожалению, не все взрослые готовы позволить ребёнку размышлять над проблемой столько, сколько тому потребуется. Ведь гораздо быстрее и проще дать готовый ответ. Да, дитя получит решение, но это будет не его решение, а ваше. Даже если оно верное — даже если оно единственно верное, — оно не научить мыслить. В лучшем случае оно останется в памяти как готовый шаблон. Если вы хотите, чтобы карапуз разобрался с проблемой, действительно осознав, как правильно её решить, запаситесь терпением:

  • будьте терпеливы, ожидая детский ответ на вопрос, который кажется вам чрезвычайно простым;
  • будьте терпеливы, когда ребёнок овладевает новым для него навыком;
  • будьте терпеливы, когда малыш в n-ый раз задаёт вам один и тот же вопрос.

И ваше терпение будет вознаграждено: вы сможете воспитать личность, способную мыслить самостоятельно и независимо.

Совет 2. Станьте любознательным

Как развивать мышление в дошкольном возрастеЛюбознательность — естественная черта дошкольника. Заразитесь от него способностью задавать 100 и 1 вопрос по любому поводу. И пусть вас не удовлетворяют формальные вопросы. Добивайтесь того, чтобы ребёнок задумывался о мотивах своих поступков, чтобы он анализировал, почему принял то или иное решение, даже если на первый взгляд это решение кажется спонтанным или очевидным. Примите как аксиому, что очевидных явлений не существует, и тогда вам будет проще превратиться во взрослого-почемучку.

  • Почему ты захотел надеть на прогулку красный свитер?
  • Почему он нравится тебе больше синей кофточки?
  • А если бы на синей кофточке был рисунок, как на красном свитере, ты бы какую одежду предпочёл?

Спрашивайте обо всём на свете и будьте готовы выслушать ответ ребёнка (не забывайте: терпение!). И, пожалуйста, помните: смысл этого совета не в том, чтобы стать для ребёнка строгим наставником, требующим подробных отчётов, а в том, чтобы стать добрым другом, помогающим в увлекательной форме научиться думать, мыслить.

Совет 3. Уважайте ребёнка

Примите как данность: ваш ребёнок не обязан соответствовать вашим ожиданиям. Он таков, какой есть:

  • он может быть медлителен или непоседлив;
  • он может быть плаксив или агрессивен;
  • он может прекрасно рисовать, но испытывать трудности с обучением чтению…

Признайте за ребёнком право не быть идеальным с точки зрения общества. Если есть проблемы, помогите справиться с ними. Если есть особенности, которые принято считать недостатками, помогите сделать их достоинствами. Но не требуйте от малыша вписывать свою индивидуальность в навязанные стандарты. Позвольте ему думать, чувствовать, а позже и жить так, как это умеет только он. Показывайте путь, который вы считаете наиболее привлекательным, но не заставляйте вашего ребёнка следовать ему.

Совет 4. Оставьте за собой право на ошибку

Многим родителям кажется, что быть примером для ребёнка — значит создать в его сознании образ идеального взрослого. Всеми силами такие папы и мамы стараются вписываться в этот несуществующий образ, тщательно скрывая от ребёнка своё истинное лицо. Но так вы формируете неверную картину миру. Вы лишаете ребёнка возможности учиться на реальных ситуациях, видеть живые примеры, учиться преодолевать сложности. Будьте честны, демонстрируя, что вы тоже можете ошибаться, но ошибка — не повод опускать руки. Это сигнал к тому, что надо ещё раз обдумать ситуацию и найти для неё правильное решение. По возможности просите у ребёнка помощи: возможно, его не испорченная ещё способность мыслить действительно поможет вам найти нестандартный, но удачный выход.

Совет 5. Используйте игры и интересные упражнения

Упражнения и игры для развития мышления — эффективный способ учить дошкольника думать самостоятельно и независимо. Предлагайте задания на обобщение, классификацию, поиск лишнего, подбор альтернативных вариантов и пр. Много интересных развивающих игр для дошкольников разного возраста вы найдёте на страницах нашего сайта, и, конечно, мы обязательно будем публиковать для вас новые подборки с готовыми рецептами и необходимыми пояснениями. Поэтому оставайтесь с нами, подписывайтесь на наши новости и добавляйте сайт НИИ «Эврика» в избранное.

Друзья! Пусть ваше родительство будет счастливым. До новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: