развивающие игры        21 декабря 2017        363         0

Как развивать речь дошкольника дома: простые игры и упражнения в помощь заботливым родителям

Как развивать речь дошкольника дома: простые игры и упражнения в помощь заботливым родителямОдной из важнейших составляющих успеха является грамотная, красивая речь. Речевые навыки развиваются всю жизнь: каждая прочитанная книга, каждый новый собеседник расширяют наш кругозор и обогащают наш словарный запас. Но только в раннем детстве речь развивается с невероятной скоростью, формируется тот фундамент, который определяет способность оперативно распознавать смысл произнесённого, правильно вставлять слова в грамматически и стилистически верные предложения, метко и точно озвучивать свои мысли.

Занятия по развитию речи с ребёнком от двух лет и старше должны органично вписываться в ваш распорядок дня. Есть множество несложных игр и упражнений, организация которых не требует от родителей ни специального образования, ни сложной подготовки, ни существенной траты времени. Вы можете заполнять ими паузы между активными занятиями, коротать с их помощью время в очереди или дороге, занимать малыша полезным и интересным делом, пока готовите, гладите или прибираетесь.

Играем словами

Словесные игры — отличный способ провести досуг с пользой и удовольствием. Чтобы приступить к игре, не нужны какие-либо специальные условия. Достаточно заинтересованности и готовности с увлечением погрузиться в игровой процесс. Играть можно большой компанией, в паре или даже одному, что, конечно, не так интересно для маленьких детей, которым очень важно живое общение с любящими их взрослыми.

«Словесный поезд»

Одна из самых популярных, хорошо знакомых большинству читателей игра, в которой нужно, соблюдая очерёдность, называть слова так, чтобы каждое последующее начиналось на ту букву, которой закончилось предыдущее.

С детьми 4–5 лет и старше можно играть в тематический словесный поезд, по условиям которой все называемые игроками слова должны строго соответствовать определённой теме:

  • растения;
  • животный мир;
  • герои сказок и рассказов;
  • географические объекты и пр.
«Персональная азбука»

Отличная игра, чтобы учить алфавит с ребёнком, обогащать его словарный запас, развивать речь дошкольника. Правила просты:

  • Вы по очереди называете буквы алфавита: «А», «Б», «В», «Г»…
  • Ребёнок на каждую букву называет слово (конечно, с «Ь», «Ы», «Ъ» слов не ждите)
  • Меняетесь местами: ребёнок по очереди называет буквы, а вы придумываете слово.

Чтобы усложнить игру и сделать её подходящей для развития деток старшего дошкольного возраста и даже младшеклассников, предлагайте называть на каждую букву по несколько слов (3, 5, 10 — на ваше усмотрение). А можно называть не слова, а придумывать целые предложения, в которых первое слово начинается на «правильную» букву.

«Буриме»

Поэтичное название соответствует духу этой увлекательной игры в рифмы. Само слово, кстати, позаимствовано из мелодичного французского языка и в буквальном переводе означает «рифмованные концы».

Суть «рифмовалок» такова: на заданную пару рифмованных слов нужно придумать двустишья. Получается? Тогда переходим к сочинительству четверостиший. Порой стихосплетения получаются столь причудливыми, что невозможно удержаться от искреннего смеха.

Уж созрела морковь,
Зайца серого любовь.

Доктор выписал таблетку,
Чтоб загнать болячки в клетку.

Дай мне, милая сестрица,
Из следка попить водицы.

Как развивать речь дошкольника дома: простые игры и упражнения в помощь заботливым родителямА какие стишки из пар «МОРКОВЬ — ЛЮБОВЬ», «ТАБЛЕТКА — КЛЕТКА» и «СЕСТРИЦА — ВОДИЦА» придумаете вы с вашим маленьким поэтом? Делитесь своим литературным творчеством в комментариях!

Больше словесных игр, развивающих речь, память, внимательность, логику, творческий потенциал, вы найдёте на страницах нашего сайта и в группе ВКонтакте.

Упражнения для развития речи в домашних условиях

Домашние занятия на развитие речи целесообразно проводить раза 2–3 в неделю. Их продолжительность соотносите с возрастом ребёнка (10–15 минут для детей младшего дошкольного возраста, до 30 минут для детей от 5 лет и старше). Но не переусердствуйте: ребёнку должно быть интересно, чтобы ваши усилия принесли ожидаемый эффект.

«Новые друзья»

Слова — наши друзья. Они помогают нам узнавать мир, общаться, играть, удовлетворять свои потребности. Чем больше друзей — тем интереснее наша жизнь. Знакомьте малыша с новыми словами-друзьями.

На занятии предлагайте для изучения новое слово, объясняйте его смысл и просите составить с «новичком» несколько предложений. По возможности обыгрывайте упражнение интересными историями, рассказывайте о происхождении слова, рассматривайте картинки, где фигурирует изучаемый объект или явление.

«Предложения по схеме»

Есть состоящая из вопросов схема, используя которую малыш должен составить предложение. Чем ребёнок старше, тем сложнее схемы. Упражнение удобно использовать для знакомства дошкольника с такими понятиями, как грамматическая основа и второстепенные члены предложения, предложения нераспространенные и распространенные, простые и сложные. Правда, пока это делать нужно аккуратно. Лишь озвучивайте понятия, но не требуйте их тут же усвоить и использовать на практике. Всему своё время: не торопите события.

Пример составления предложений:

  • Кто → Витюша.
  • С кем → с мамочкой.
  • Что делал → играл.
  • Где → в песочнице.
«Слова-трансформеры»

Очень полезное упражнение, которое помогает в игровой форме расширять словарный запас и осваивать понятия фонетики и морфемики.

Вы предлагаете слово, в котором замена, добавление или исчезновение одной буквы позволяет получить новое слово. Отлично, если можно находить несколько вариантов.

Например:

  • Меняем букву: сон → тон; кон; фон; сок; сор.
  • Добавляем букву: сон → слон; стон; соня.

Привносите в упражнение новшества, чтобы оно не наскучило ни вам, ни ребёнку. Чтобы облегчить вашу задачу, предлагаем несколько слов, интересных для трансформирования: «лук», «брак», «банка», «шашка». В комментариях вы можете написать, какие варианты получилось придумать с этими словами, или предложить свои интересно трансформируемые слова для реализации этого задания на развитие речи дома.

Советы «Эврики»:

  1. Упражнения и игры на развитие речи предлагайте, когда ребёнок хорошо себя чувствует, готов заниматься, не капризничает и не ноет.
  2. Модернизируйте предложенные варианты на своё усмотрение. Мы публикуем «каркас», на который вы можете «нанизывать» любые развивающие элементы на свой вкус.
  3. Хотя мы развели в разные группы игры и упражнения, и те, и другие должны проходить в увлекательной для ребёнка форме. Не допускайте менторского тона, будьте доброжелательны и искренне увлечены процессом.
  4. Если у ребёнка не получается справиться с заданием, облегчайте условия, показывайте примеры, помогайте всеми возможными способами. Не требуйте отвечать сразу — дайте малышу время спокойно обдумать задачу.
  5. Используйте занятия на развитие речи как очередную возможность ближе познакомиться с собственным ребёнком, увидеть в его характере новые черты, помочь ему раскрыться в общении.

Плодотворных вам занятий и счастливого родительства, друзья! До новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: