развивающие игры        21 июня 2017        2089         1

Логические задачи для детей

Логические задачи для детей Здравствуйте, уважаемые посетители сайта НИИ «Эврика»! Согласитесь, логическое мышление — важный элемент раннего развития и воспитания ребёнка. Умение рассуждать логически, делать умозаключения пригодится малышу не только в школьные годы, но и во всей его дальнейшей жизни. Развивать логическое мышление нужно с самого раннего возраста. Сегодня мы предлагаем вам логические задачи для детей разных возрастов. Они проводятся в виде игр, поскольку именно в процессе игры ребёнок получает самые необходимые знания, умения и навыки.

Логические игры для детей от 2 до 3 лет

Для того чтобы сыграть в предлагаемые игры, вам, уважаемые родители, придётся заранее сделать своими руками дидактический материал.

Кто держит шарик?

На листе бумаги нарисуйте трёх зверюшек, например, зайчика, медвежонка и лисёнка. Над их головами поместите три разноцветных воздушных шарика. Нитки от шариков перепутайте между собой и вручите кончик каждому из зверёнышей.

Малыш должен провести пальчиком по ниткам и определить, кто какой шарик держит.

Чего боится воздушный шарик?

Надуйте воздушный шарик и дайте карапузу с ним поиграть. Пусть малыш убедится, что шарик лёгкий и очень тонкий. После этого разложите на столе карточки с изображениями различных предметов: кактус, иголка, мячик, яблоко, тарелка, ёжик, ножницы и т.п.

Ребёнок должен подумать и отобрать те карточки, на которых нарисованы предметы, опасные для шарика.

Куда едут машинки?

Посадите в одном углу комнаты мишку, а напротив — куклу. Посередине расставьте машинки, повернув их передней частью к медведю или кукле.

Попросите кроху определить, к кому едет каждая машинка.

Детёныш потерялся

Подготовьте карточки с изображениями взрослых животных и их детёнышей. Картинки с родителями положите в ряд, а картинки с малышами перемешайте.

Скажите ребёнку: «Непослушные детёныши сбежали от мам и пап, заигрались и перепутались. Давай поможем им вернуться домой». Не забывайте просить малыша, чтобы он правильно называл детёнышей: «зайчонок», «слонёнок», «щенок» и т.п.

Логические игры для детей 3–4 лет

Логические игры научат ребёнка сопоставлять предметы, находить сходства и различия. Размышляя над игрой, малыш учится самостоятельно рассуждать, анализировать, делать выводы.

Кто здесь лишний?

Подготовьте несколько карточек, на каждой из которых изображено несколько предметов, зверей, птиц и т.п. Примеры карточек:

  • Яблоко, лимон, банан, помидор, апельсин, груша.
  • Собака, кошка, корова, крокодил, лошадь, овца.
  • Воробей, ворона, ласточка, голубь, муравей, орёл.
  • Чашка, ложка, тарелка, хлеб, кастрюля, ложка.

Малыш должен не только выделить лишнее, но и дать обобщающее название оставшимся предметам: «фрукты», «домашние животные», «птицы», «посуда».

Что забыл художник?

Нарисуйте картинки, «забыв» изобразить какую-нибудь важную деталь: ухо у зайчика, колесо у машины, ножку у стула, морковку у снеговика и т.п.

Ребёнок должен не только заметить, чего не хватает, но и дорисовать нужный элемент.

Чудо-дерево

На большом листе бумаги нарисуйте дерево. Расположите на его ветвях карточки с изображениями различных фруктов и овощей: картошка, огурец, яблоко, груша, арбуз, слива, помидор и т.д.

Скажите малышу: «Художник так спешил, что всё перепутал. Давай подумаем: всё ли, что здесь нарисовано, может расти на деревьях?»

Разбирая по очереди картинки, попросите ребёнка отложить отдельно овощи и фрукты, спросите, чем они отличаются.

Закончи фразу

Попросите малыша закончить сказанную вами фразу или ответить на вопрос:

  • Когда кушают — берут ложку, а когда пьют — берут…
  • Ночью темно, а утром…
  • Птица летает, а рыбка…
  • Самолёт летит по небу, а кораблик плывет по…
  • Если горит красный свет светофора — нужно стоять, а если зелёный…
  • Штаны и кофта — одежда, а суп и каша…
  • У людей — руки и ноги, а у кошки…
  • Мёд сладкий, а лимон…
  • Бабочка летает, а кузнечик…
  • У уточки много утят, а у курочки…

Логические игры для детей 5–6 лет

После пяти лет у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Наши следующие игры-задачи помогают малышам развить и закрепить этот навык.

Небылицы

Подготовьте несколько небольших рассказов, включив в них явные несуразицы. Малыш будет бесконечно счастлив поймать вас на оплошности. Попросите его исправить небылицу. Если игра увлекла карапуза, пусть он сам придумает несколько нелепиц.

Примеры небылиц:

  • Вот вчера иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» — и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
  • Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу: гриб на веточке растёт. Среди листочков зелёных спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
  • Пришла я на речку. Смотрю — сидит на берегу рыба: ногу на ногу закинула и сосиску жуёт. Я к ней, а она прыг в воду — и уплыла.
Скажи наоборот

Предложите ребенку игру: «Я буду говорить слово, а ты говори это же слово с противоположным смыслом».

Примеры словесных пар:

весёлый — грустный,
быстрый — медленный,
пустой — полный,
умный — глупый,
трудолюбивый — ленивый,
сильный — слабый,
тяжёлый — лёгкий,
трусливый — храбрый,
белый — чёрный,
твёрдый — мягкий,
шершавый — гладкий и т.д.

Угадай, что спрятано

Логические задачи для детей Приготовьте несколько разных предметов, например, ложку, книгу, мячик, яблоко, варежки и т.д. Пусть малыш их рассмотрит и запомнит.

Уберите всё со стола, а один предмет незаметно от ребёнка положите в коробку. Предложите карапузу догадаться, что спрятано в коробке. Чтобы облегчить себе задачу, он должен задавать вам наводящие вопросы: «Это можно есть?», «Это круглое?», «Его можно бросать?» и т.п.

Из чего сделано

Положите перед малышом несколько предметов, сделанных из различных материалов: деревянный карандаш, металлическая ложка, пластмассовый стакан, бумажный кораблик и т.д.

Пусть ребёнок не только ответит, что из чего сделано, но и назовёт другие предметы из этого материала.

Например, «дерево: стол, кубик, скамейка, рама картины», «металл: автомобиль, велосипед, молоток» и т.д.

Логические игры для детей 7 лет

Для старших дошкольников и первоклашек весьма интересными будут логические загадки, а также сказочные задачи.

Отгадай загадку
  • У семерых братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? (Одна)
  • В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Одно отдать с корзиной)
  • В комнате горело пять свечей. Две свечи погасили. Сколько осталось? (Две: остальные сгорели)
  • Что вниз вершиной растёт? (Сосулька)
  • Две матери, две дочери и бабушка с внучкой. Сколько членов семьи? (Трое)
  • Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 7 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги? (7 кг)
  • Два мальчика играли в шашки два часа. Сколько играл каждый из них? (Два часа)
Сказочные задачи
  1. Крошечка-Хаврошечка пошла в лес со своими сестрами: Одноглазкой, Двуглазкой и Трёхглазкой. Сколько всего глаз было у этой компании? (Восемь)
  2. У трёх бабушек было по одному серенькому козлику. Пошли они в лес погулять, а там их волки съели. Остались от козликов рожки да ножки. Сколько осталось рожек и сколько ножек? (12 ножек и 6 рожек)
  3. Леший собрал 48 мухоморов, а Баба-Яга — на 12 мухоморов меньше. Сколько всего съедобных грибов собрали Леший и Баба-Яга? (Ни одного)
  4. Иван Царевич и его братья пускали стрелы. 3 стрелы упали на царский двор, 4 — на боярский, а 8 улетели в неизвестном направлении. Сколько всего стрел выпустили Иван Царевич и его братья? (15 стрел)
  5. Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила. Ряба снесла ещё три яичка. Мышка эти тоже разбила. Ряба поднатужилась и снесла ещё пять, но бессовестная мышка разбила и эти. Из скольки яиц могли бы приготовить яичницу дед да баба, если бы они не разбаловали свою мышку? (Из девяти)

Для чего нужны логические игры и задачи

Важность логических игр для развития ребёнка трудно переоценить, поскольку благодаря этим занятиям малыш:

  • учится думать самостоятельно, находить правильное решение;
  • пытается делать логические построения;
  • развивает воображение, умение нестандартно мыслить;
  • совершенствует разговорную речь.

Помните, уважаемые родители: начав тренировать свое мышление с самого раннего возраста, ребёнок во время обучения в школе будет значительно опережать в развитии своих сверстников.

Мы желаем вам всего наилучшего! До новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

  • Елена

    какие игры рекомендуете с 4 до 5 лет и с 6 до 7 лет?