развивающие занятия для детей 3–4 лет        06 сентября 2017        446         0

Основы ориентирования в пространстве для самых маленьких

Основы ориентирования в пространстве для самых маленькихПространственное мышление — важный компонент в развитии интеллекта, освоении навыков письма, чтения и счёта. Умение ориентироваться в пространстве, способность грамотно оперировать понятиями «лево», «право», «верх», «низ» закладываются в раннем детстве. Но как родителям помочь карапузу изучить новые для него категории? Давайте разбираться вместе!

Я и мир: формирование пространственного восприятия на первом году жизни

Пространственное восприятие ребёнка можно и нужно развивать уже в первые месяцы его жизни. Едва младенец научится фиксировать взгляд на близко расположенных к нему предметах, используйте яркие игрушки, чтобы побуждать его водить глазками из стороны в сторону. Постепенно кроха станет поворачивать головку, а позже тянуться за заинтересовавшим его объектом всем телом.

Самый первый, самый надёжный и эффективный тренажёр для изучения пространства — собственное тело. Пытаясь захватывать предметы маленькими, непослушными ещё ручками, приближая и отдаляя их от себя, подолгу рассматривая собственные пальчики или играясь с собственными ножками, дети первых месяцев жизни стремительно развивают пространственное восприятие. Вы можете помочь им на этом этапе, комментируя то, что наблюдает или совершает ребёнок:

  • Какая красивая игрушка. Как близко она к Ванечке. А теперь она стала дальше.
  • Ванечка поднял ручки вверх, тянемся ручками. Опустили ручки к животику.

Но, конечно, лучшего способа заниматься с младенцами, чем рифмованные пестушки и потешки, не было и, пожалуй, не будет. Подключите их к вашим ежедневным занятиям с малышом, сопровождая незамысловатыми, но мелодичными, а потому запоминающимися строчками массажик, гимнастику, кормление, купание.

Тра-та-та, тра-та-та,

Поймал дедушка кота,

А бабушка — кошку

За левую ножку.

***

На полянке два жука

Танцевали гопака:

Правой ножкой топ, топ!

Левой ножкой топ, топ!

Ручки вверх, вверх, вверх

Кто поднимет выше всех?

***

Здравствуй, правая рука!

Здравствуй, левая рука!

Здравствуй, правый мой носочек!

Здравствуй, левый мой носочек!

Здравствуй, моя спинка!

Здравствуй, поясок!

Здравствуй, мой любимый, маленький дружок!

***

А вот отличная рифма для гимнастики с малышом. Возьмите детку за бочки и ритмично поворачивайте его под слова песенки:

Любопытная Варвара смотрит влево (повернули ребёночка влево),

Смотрит вправо (повернули вправо);

Смотрит вверх (отклонили чуть назад, от себя);

Смотрит вниз (наклонили малыша к себе);

Чуть присела на карниз (имитируем приседания);

А потом свалилась вниз (легли на матрасик).

Осваиваем вертикальную плоскость

Понятия «право — лево» даются ребёнку ближе к среднему дошкольному возрасту, т. е. годам к пяти. А вот отличать верх от низа малыши учатся гораздо раньше. Когда карапуз активно осваивает навык ходьбы, его родителям впору активно приучать его мыслить категориями «верх» и «низ»:

  • потянулись вверх, встали на ножки;
  • бух — сели вниз;
  • залезаем на стульчик, выше ручки, выше ножки, вверх-вверх;
  • идём по лесенке вниз, одну ножку ставим ниже, а теперь вниз вторую ножку, вниз-вниз.

А ещё учиться ориентированию в пространстве поможет знание частей тела:

  • головушка у Ванечки вверху, а ножки внизу;
  • а где у Ванечки ручки? А ну-ка, подняли ручки вверх;
  • а где наши ножки? Посмотрим на них вниз.

Освоив, где верх, где низ, и разобравшись, что высоко, а что низко, малыш сможет сравнивать объекты по этому признаку. На прогулке или при рассматривании картинок в книжке задавайте карапузу вопросы, что выше, а что ниже. Эти тренирующие пространственное мышление упражнения не займут у вас много времени, но помогут ребёнку развиваться по возрасту, а то и опережая сверстников.

Игры на ориентирование в пространстве для детей 2–3 лет

Основы ориентирования в пространстве для самых маленькихОсознанно закреплять понятия «лево» и «право» целесообразно после того, как малыш начнёт уверенно кушать ложкой самостоятельно и определится, какой рукой держать столовый прибор удобнее. Происходит это ближе к двум годам. Учить ориентироваться в пространстве крох столь нежного возраста можно только в игре.

«Весёлая зарядка»

Простые упражнения под весёлую музыку — отличный способ осваивать пространство. Начинайте с элементарных движений, комментируя, какой рукой/ногой вы их совершаете. Обратите внимание, что в зеркальном отражении то, что слева для вас, — справа для ребёнка (и наоборот, разумеется).

  • Левая ручка вверх;
  • правая ручка вверх;
  • ручками похлопали;
  • ножками потопали;
  • левая ручка на пояс;
  • правая ручка на пояс;
  • присели, присели;
  • левой ножкой топнули;
  • правой ножкой топнули;
  • покрутились, повертелись;

и начинаем сначала.

 «Умный мячик»

Очень удобно и эффективно знакомиться с пространственными категориями при помощи обыкновенного мяча:

  • мячик можно положить на стульчик или спрятать под стульчиком;
  • его можно подкидывать вверх, а можно бросать вниз;
  • его можно забрасывать в левую коробочку или в правую;
  • кидать и ловить его можно правой/левой рукой;
  • забивать голы можно правой/левой ногой.

Главное, чтобы взрослый чётко комментировал происходящее, правильно называл ногу или руку, которой ребёнок совершает движение в игре.

«Я — робот»

Если карапузу нравятся мультфильмы про роботов, предложите ему примерить на себя любимую роль. Пусть он послушно выполняет команды, которые даёт ему главнокомандующий с пульта управления:

  • поднять левую руку вверх;
  • сделать два приставных шага вправо;
  • шаг левой ногой вперёд;
  • приставить правую ногу к левой;
  • повернуться налево;
  • поднять правую руку вверх;

Чтобы всё было по справедливости, предложите позже поменяться задачами. Пусть малыш командует, а вы следуйте инструкциям (которые, к слову, надо уметь давать правильно).

Подведём итоги:

  1. Развивайте пространственное восприятие ребёнка с рождения.
  2. Комментируйте свои действия, совершаемые во время ежедневных ритуалов: купания, кормления и пр.
  3. Используйте пестушки и потешки, в которых есть указания на пространственные понятия «высоко», «низко», «право», «лево» и пр.
  4. Изучая части тела, делайте акцент на парах «правое», «левое».
  5. Лучший способ научить ребёнка ориентироваться в пространстве — весёлые игры, соответствующие возрасту малыша.

Друзья, занимаясь с малышом всего по несколько минут в день, вы легко, без принуждения и усилий, сможете научить его уверенно ориентироваться в пространстве. Пусть родительство ваше будет лёгким и счастливым.

До новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: