Понятие «множество» для дошкольников

Понятие «множество» для дошкольниковДобрый день, уважаемые взрослые! Сегодня мы рассмотрим понятие «множество» для дошкольников — один из важнейших математических терминов. Ваш малыш когда-нибудь спрашивал у вас, кого же на свете больше: птиц или зверей? А арбуз — это растение или фрукт? А лодка — это транспорт или плавательное средство?

Умение распределять предметы и живые существа в группы, наделённые определёнными признаками, — это важный этап развития ребёнка. К тому же это благодатная почва для развития:

  • логики;
  • мышления;
  • математических способностей.

Знакомим малыша с понятием «множество»

В возрасте 2–3 лет кроха с удовольствием рассматривает картинки, на которых изображены животные, растения, транспорт и другие группы предметов. Это подходящий момент для того, чтобы научить малыша систематизировать и упорядочивать информацию и производить над множеством различные операции. Как это сделать?

Предложите крохе разложить игрушки по разным ёмкостям: машинки — в одни ящик, животных — в другой ящик, а детали конструктора — в третий ящик. Спросите у крохи:

  • «Чем занимаются машинки? Они перевозят людей и грузы». Скажите малышу, что этим они отличаются от других предметов и устройств.
  • «А для чего нужны детали конструктора? Это строительный материал».
  • «А много ли у тебя машинок или животных?»

В результате вашей беседы ребёнок поймёт, что разные группы предметов имеют разные свойства и признаки. А также, если элементов много, можно сказать слово «множество» и дать ему название. Делаем вывод: «множество» — от слова «много», а «много» — это больше, чем один.

Развивающие занятия с группами предметов

Продолжайте развивать способность малыша структурировать информацию. Для этого ненавязчиво предложите ему следующие занятия.

«Назови множество»

Покажите ему серию карточек с изображением, например, различных рыб. Попросите назвать эту коллекцию одним словом. Также можно показать ребёнку изображения птиц, одежду, обувь, мебель, растения, животных, музыкальные инструменты. Для детей 5–6 лет предлагайте и более сложные варианты, например геометрические фигуры, природные явления, народные костюмы.

Второй вариант для этого занятия — подобрать название множества для нескольких одинаковых элементов:

  • Как называется группа поющих людей? Хор.
  • Как называют много пасущихся лошадей? Табун. А овец? Стадо.
  • Как называются пчёлы, летящие вместе? Рой.
  • Как называют спортсменов, выступающих или играющих вместе? Команда.
  • Как называют большое собрание книг? Библиотека. А картин? Галерея или выставка.
«Выдели подмножество»

Поговорите с ребёнком о его группе в детском саду или о детях на площадке во дворе. Например: «Скажи, кто ходит в твою группу?» Дети. «Как их зовут?», «А чем отличается Катя от Пети?» Правильно, Катя — девочка, а Петя — мальчик. Значит, группу детей можно разделить на подмножества «девочки» и «мальчики».

Таким же образом разделите группу «растения» на подмножества «деревья», «кустарники», «трава» и другие. Музыкальные инструменты могут делиться на струнные, духовые, ударные и т. д.

Свой — чужой

Спросите у крохи, принадлежит ли предмет указанному множеству:

  • солнце — горячим предметам;
  • цветы — украшениям;
  • трава — множеству еды;
  • скала — множеству всего живого на планете Земля;
  • крокодил — рептилиям.
Кто лишний?

Попросите ребёнка найти лишний элемент в группе и объяснить своё решение:

  • Карандаш, альбом, краски, кисть, мороженое.
  • Красный, синий, зелёный, белый, розовый, пушистый.
  • Грусть, злость, тоска, скука, веселье.
  • Медведь, заяц, лиса, белка, волк, корова.

Операции с множествами

Множества могут пересекаться, не пересекаться или быть вложенными одно в другое. Как рассказать это дошкольнику? На примере обручей или колец.

  1. Непересекающиеся множества. Положите на пол 2 обруча или обозначьте круги верёвками на небольшом расстоянии друг от друга. Теперь перемешайте, например, кубики и мячики и попросите ребёнка разложить их в 2 разных кольца. Объясните малышу, что эти множества не пересекаются, то есть не имеют общего пространства.
  2. Пересекающиеся множества. Положите на пол обручи таким образом, чтобы у них было общее пространство, то есть один должен немного накладываться на другой. Теперь попросите кроху из кучи игрушек выбрать только машинки и синие предметы, а затем разложить их в круги. Эта задачка посложнее, ведь тут есть варианты:
  • Куда отправится жёлтая машинка? В поле одного кольца.
  • Куда положим синий мячик? В поле другого кольца.
  • А куда же нужно поместить синюю машинку? Она отвечает сразу двум условиям: и «машинка», и «синего цвета». Значит, её нужно положить на пересечении двух кругов.
  1. Вложенные множества. Возьмите 2 окружности разного диаметра и поместите меньший круг в больший. Теперь попросите кроху разложить 2 группы предметов: игрушки и куклы. Но вот интересный нюанс: кукла — это тоже игрушка. Поэтому её нужно поместить в поле меньшего круга. А вот остальные игрушки нужно поместить в область большего круга.

Чтобы усложнить задачу, предлагайте ребёнку разложить вещи или картинки с изображениями в 2 и более кольца, но сами не выкладывайте круги в правильное положение. Пусть малыш догадается сам, как это сделать.

Или разложите обручи, а ребёнок пусть сам придумает для них правильную задачку. Варианты могут выглядеть так:

1.

Например: машинки, книжки, куклы.

 

2.

Например: предметы из пластика, вилки (в 2 верхних круга), ложки (нижний круг).

3.

Например: кубики, красные игрушки, жёлтые игрушки.

4.

Например: игрушки (большой круг), мячики (средний круг), зелёные мячики (маленький круг).

Множества для детей: от интересных игр до сложных задач

Вы убедились, уважаемые взрослые, что головоломки с группами предметов отлично развивают логику и смекалку не только у детей? К тому же они позволяют проявить фантазию и учат малышей структурировать и анализировать информацию. Помогите вашему ребёнку разобраться с этим увлекательным понятием математики при помощи:

  • занимательных бесед;
  • вопросов с подвохом;
  • различных предметов, картинок и обручей.

Ну а мы желаем вам учиться вместе с крохой творчески и увлечённо!

 

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: