подготовка к школе        07 сентября 2017        338         0

Раннее развитие: что надо знать родителям

Раннее развитие: что надо знать родителямВ современном обществе своего мнения о раннем развитии не высказал разве что ленивый. Одни убеждают, что заниматься с ребёнком нужно чуть ли ни с первых минут жизни. Другие убеждены, что детство должно быть беззаботным, а дети беспечными, и не стоит вмешиваться c учением в естественное взросление карапуза до начала школьных будней.

  • Что верно;
  • кому верить;
  • как родителям выбрать правильный курс?

Давайте разбираться вместе!

5 родительских страхов о раннем развитии

Страх 1. «У меня нет специального образования»

Мамы и папы без педагогического образования зачастую полагают, что, не имея специализированных знаний и практического опыта, не справиться с развитием малыша. Они думают, что для этого нужно искать педагогов для индивидуальных занятий с дошкольниками или водить детей в школу раннего развития.

В действительности, чтобы заниматься с ребёнком, достаточно искреннего желания.

Страх 2. «У меня нет столько свободного времени»

Распространено опасение, что развивающие занятия с дошкольником требуют массы родительского времени. Дескать, надо подготовить пространство, дидактический материал, составить план занятия… А сколько время отнимут сами занятия! Для этого надо, чтобы кто-то из взрослых целиком сосредоточился на малыше. Но что делать, если оба родителя работают, если в семье несколько детей, если много внимания и сил забирает быт?

На самом деле заниматься с ребёнком можно по дороге в детский сад, в очереди на плановый осмотр к педиатру, в машине или во время совместного выполнения домашней работы. Было бы желание!

Страх 3. «Это слишком дорого»

Развивающие игры и игрушки, кружки и секции, детские книжки и педагогическая литература для родителей — всё это стоит денег, и суммы получаются внушительными. В некоторых семьях полагают, что их бюджет не выдержит такой статьи расходов.

Конечно, можно покупать для малыша всё яркое, новое, модное. Но простая пластиковая бутылка с бусинами или фасолью внутри, насыпанные на поднос крупы, скляночки и верёвочки, извлечённые из домашней кладовой, выполняют те же функции, а платить за них, разумеется, не нужно.

 Страх 4. «Я лишу ребёнка детства»

Если при разговоре о раннем развитии вы представляете, как усаживаете своего двухлетнего карапуза за парту, расставляете перед ним тетради и учебники, а затем менторским тоном вещаете ему о звонких согласных и правилах сложения двузначных чисел, страх лишить карапуза счастливого детства понятен.

Но раннее развитие — это не школьный курс для малышей. Это занятия, адаптированные к возрасту карапуза. Это прежде всего весёлые, увлекательные игры. И никакого насилия таблицами умножения, алфавитами и прочими геометриями.

Страх 5. «А что он будет делать в школе?»

«Если ребёнок уже в 3 года учит наизусть целые поэмы, в 4 года бегло читает, а в 5 лет свободно решает задачи для второго класса, то что, спрашивается, он будет делать в школе?» — волнуются родители, которые превратно истолковывают суть раннего развития.

Занятия с дошкольниками направлены прежде всего на то, чтобы научить ребёнка учиться. Научить его мыслить логически, научить подбирать нестандартные решения, научить смело использовать творческий подход. Это никоим образом не помешает ему с интересом слушать учителя в школе, вместе со сверстниками осваивая первоклассные премудрости.

5 направлений эффективного развития дошкольника

Чтобы раннее развитие в домашних условиях приносило ребёнку максимум пользы, важно понимать, в каких направлениях следует сосредоточить родительские усилия. К счастью, с вами «Эврика» — ваш друг, который всегда подскажет!

Направление 1. Физическое развитие

Знакомство с окружающим миром для маленького ребёнка начинается со знакомства с собственным телом.

Раннее развитие: что надо знать родителямУже в младенчестве занимайтесь с крохой гимнастикой, прикасайтесь к разным частям детского тела, называя их и рассказывая, для чего они нужны. Сгибайте и разгибайте суставчики, массируйте ступни, ладони и ушки, пощипывайте и поглаживайте ребёночка, помогая ему осознать своё тело, научиться прислушиваться к нему, управлять им.

По мере взросления ребёнка, сделайте весёлую зарядку для малышей обязательным элементом в вашем распорядке дня. Уделяйте внимание развитию силы, ловкости, координации, выносливости. Работайте над общей и мелкой моторикой.

Направление 2. Развитие речи

Человеческая речь — важный инструмент, необходимый для взаимодействия с окружающим миром.

Богатый словарный запас, умение чётко и внятно формулировать свои мысли и желания помогут ребёнку чувствовать себя легко и уверенно в любом коллективе.

Разговаривайте с ребёнком, читайте ему качественную детскую литературу, играйте в словесные игры по возрасту, обсуждайте просмотренные фильмы и мультики.

Направление 3. Социально-коммуникативное развитие

Учите ребёнка не только говорить, но и разговаривать. Развивайте умение слушать, сопереживать, понимать собеседника. Показывайте, как правильно вести себя в разных ситуациях, как дружить, делиться игрушками, мириться после ссоры, если не удалось избежать недопонимания. Объясняйте, что нужно быть добрым к сверстникам и младшим ребятишкам, что надо уважать и маленьких, и взрослых. Рассказывайте, как правильно здороваться, начинать и заканчивать разговор, прощаться.

Не забывайте, принципам здорового общения ребёнок учится прежде всего в семье. Обратите внимание на то, как принято разговаривать друг с другом в вашей семье. Если у вас есть привычка к излишне эмоциональным выяснениям отношений, к грубоватым обращениям, фамильярности, стоит задуматься, как исправить ситуацию и оздоровить домашний микроклимат.

Направление 4. Художественно-эстетическое развитие

Умение замечать красоту в обыденном, чувствовать её в живописи и искусстве, восхищаться богатством и красотой родной речи развивается при целенаправленном художественно-эстетическом воспитании. Уделять внимание этой стороне развития личности следует с первых лет жизни ребёнка. Слушайте с малышом хорошую музыку, рассматривайте картины известных художников, посещайте выставки современного искусства, обращайте детское внимание на великолепие окружающих пейзажей.

Вкусы и предпочтения формируются под влиянием среды. И пока ребёнок мал, вы можете повлиять на его представления о прекрасном. Не навязывайте свои вкусы, но знакомьте малыша с многообразием мира искусства.

Направление 5. Познавательное развитие

В это направление раннего развития включена работа над памятью, вниманием, мышлением ребёнка. И мы умышленно поставили его на последнее, пятое место. Занимаясь с ребёнком, ежедневно читая ему сказки и рассматривая вместе картинки в книжке, играя в различные развивающие игры, занимаясь творчеством и совместно выполняя домашний труд, вы, даже не задумываясь, работаете над его способностью мыслить, замечать и запоминать интересные факты, сравнивать различные объекты, находить их общие черты и различия.

Бесспорно, важно научить дошкольника основам счёта, познакомить его с буквами, дать представление об основных понятиях окружающего мира. Но всё это можно и нужно органично вписать в детскую игру, в ваш семейный досуг, в ваши повседневные дела.

Друзья, при таком подходе раннее развитие перестанет пугать вас своей загадочностью и отталкивать своей серьёзностью. Главное — понять и принять: внимательное отношение и искреннее участие родителей в жизни ребёнка — основной фактор в формировании всесторонне развитой, гармоничной личности. И тогда родительство ваше будет счастливым и осмысленным.

До новых встреч, друзья!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: