Развитие речи дошкольника: автоматизация звуков в домашних условиях

Развитие речи дошкольника: автоматизация звуков в домашних условияхГрамотная, чёткая, сформированная речь — один из значимых показателей психофизического развития ребёнка. За период дошкольного детства малыш должен научиться правильно произносить все звуки. Если этого не происходит, родителям необходимо обратиться за помощью к логопеду. Но важно понимать, что для достижения ожидаемого эффекта от занятий с профессионалом родителям придётся заниматься развитием речи в домашних условиях. Профессионал поставит звуки. Автоматизировать их в устной речи — задача родителей.

Общие положения

Этап автоматизации в развитии речи — это период, когда под контролем ребёнок уже может чётко произносить сложный для него звук, но в повседневном общении этот же звук по-прежнему произносится с искажением. Введение правильного произношения в слоги, слова, предложения и связную речи и есть автоматизация, т. е. доведение свежеприобретённого навыка до автоматизма.

Родителям следует понимать, что поставленный звук очень хрупкий. Без должного внимания речь ребёнка может вернуться к тому, с чего начинались ваши занятия с логопедом. Чтобы избежать регресса, необходимо выполнять упражнения на автоматизацию звуков, соблюдая 10 несложных, но важных правил.

10 правил эффективной автоматизации звуков

  1. Приступать к автоматизации можно только после того, как ребёнок освоит чёткое произношение изолированного звука.
  2. Развитие речи дошкольника: автоматизация звуков в домашних условияхЗадания для автоматизации звуков можно выполнять только после предварительной подготовки, цель которой — разогреть мышцы речевого аппарата, сделать их работу точной и слаженной. Для этой задачи используются массаж и артикуляционная гимнастика.
  3. Нельзя приступать к одновременной автоматизации звуков, которые карапуз путает между собой. Из-за дефектов фонематического слуха попытки автоматизировать такие звуки окажутся не только бесполезными, но даже вредными для развития речи.
  4. При автоматизации звуков необходимо строго придерживаться поступательного движения от простого к сложному с обязательными повторениями и закреплениями пройденных этапов. Сначала автоматизируемый звук отрабатывается в слогах (открытых, закрытых) и интервокальных сочетаниях, затем в словах, и только после этого в предложениях, чистоговорках, простых логопедических стишках, в скороговорках и самостоятельной устной речи.
  5. Для эффективной автоматизации звуков ребёнок должен не просто услышать от вас правильное произношение, но увидеть, как работает ваш артикуляционный аппарат. Малыш должен внимательно смотреть на вас и не менее внимательно слушать, а затем старательно повторять. На первоначальном этапе автоматизируемые звуки следует утрированно выделять:

«С-с-с-совы   с-с-с-съели   вес-с-с-сь   с-с-с-суп».

  1. Следите за тем, чтобы занятия по развитию речи были интересны малышу. Периодически меняйте используемый дидактический материал, упражнения и игры.
  2. Бессмысленно проводить занятия на автоматизацию звуков, если у ребёнка нарушено речевое дыхание. Сначала убедитесь, что карапуз умеет выполнять бесшумный быстрый вдох и знает, как расходовать воздух на выдохе. Если проверка даст отрицательный результат, сосредоточьте свои усилия в этом направлении. Вам помогут упражнения на развитие продолжительного плавного выдоха.
  3. Упражнения на автоматизацию сложных звуков необходимо выполнять регулярно. Чтобы развивающие занятия не отнимали у карапуза все силы, группируйте их между собой. Прорабатывайте правильное произношение в рамках актуальной лексической темы, во время уроков дошкольной математики или на творческих занятиях.
  4. Уделяйте внимание произношению звуков в повседневной жизни. Не ленитесь мягко, но решительно исправлять карапуза. Будьте аккуратны: ваши исправления не должны пугать ребёнка, вызывать у него комплексы и попытки избегать открытого, откровенного общения с вами.
  5. Будьте начеку. Добившись уверенного правильного произношения сложных звуков в обычной устной речи, не забывайте контролировать малыша. Возобновляйте занятия при первых же признаках возвращения проблемы (регресс в речевом развитии — весьма распространённое явление у детей младшего и среднего дошкольного возраста).

Друзья! Будьте внимательны к своему малышу, и он непременно порадует вас своими успехами и чистой, правильной речью. Пусть родительство ваше будет счастливым. До новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: