Развитие речи у детей 2–3 лет

Развитие речи у детей 2–3 летДобрый день, уважаемые читатели сайта НИИ «Эврика»! Как происходит развитие речи у детей 2–3 лет? Почему при таком обилии современных технологий и развивающих методик многие малыши нуждаются в помощи специалистов, чтобы научиться внятно разговаривать? И как могут родители, бабушки и дедушки помочь малышу самостоятельно? Давайте разбираться вместе.

Чёткая речь нужна 2–3 летним крохам для того, чтобы:

  • задавать вопросы и получать ответы на них;
  • озвучивать свои желания и потребности;
  • устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми;
  • расти уверенным в себе человеком.

В более старшем возрасте эти пункты становятся всё более актуальными. Так зачем же тянуть?

Нормальные показатели развития речи у детей 2–3 лет

В возрасте 2 лет словарный запас малыша составляет в норме 300 слов, а в возрасте 3 лет — 1500 слов. К 3 годам ребёнок говорит простые предложения. Он может ответить на вопросы: «Что это?», «Куда ты идёшь?», «Где ты оставил мячик?» Он может выполнить вашу просьбу, состоящую из двух частей, например: «Пойди в комнату и принеси чашку». Малыш легко запоминает простые стихотворения и песенки, задаёт вопросы.

Произношение малыша становится чётче, но могут присутствовать смягчения звуков, замена одних звуков на другие, перемена местами или пропуски звуков. Нередко можно услышать «масалёт» вместо «самолёт», «макаёны» вместо «макароны», «чёка» вместо «пчёлка» и другие искажения. Часто возникают трудности с отдельными группами звуков — шипящими, «Р» и другими.

Как можно исправить погрешности в произношении и «разговорить» упорных молчунов? С помощью наших простых советов.

Совет 1. Регулярно общайтесь с крохой

Обилие слов, которые кроха слышит с экранов телевизора или планшета, не оказывает положительного влияния на речь малыша. Гораздо важнее для ребёнка слышать разговор своих близких. Даже когда малыш молча слушает сказку или ваши комментарии на прогулке, он пополняет свой словарный запас. Нередки случаи, когда трёхлетние дети вдруг начинали говорить целыми предложениями! А до этого момента они просто накапливали информацию.

Пусть ваша речь изобилует разными интонациями, жестикуляцией, мимикой, яркими эмоциями! Тогда она привлечёт внимание крохи и вызовет у него желание подражать вам.

Совет 2. Задавайте вопросы и давайте объяснения

Если ваш кроха любит демонстрировать свои просьбы, просто указав пальчиком на желанный предмет, то не спешите выполнять их. Задайте уточняющий вопрос: «Ты хочешь мячик или куклу?», «Ты хочешь кушать или пить?»

Объясняйте ему свои действия. Например: «Мы сейчас не пойдём на улицу, потому что там идёт дождь». Дождь можно показать в окошке, а заодно и спросить малыша: «А чем ты хочешь заняться? Рисованием? Или почитаем сказку?»

Совет 3. Развивайте мелкую моторику

Навыки ребёнка по управлению своими пальчиками тренируют и развивают те участки головного мозга, которые ответственны за его речь. Поэтому всем малышам очень полезно:

  • лепить из пластилина;
  • рисовать;
  • собирать мозаику;
  • делать поделки;
  • играть в пальчиковые игры (наше старшее поколение, даже не зная термин «мелкая моторика», с удовольствием обучало детишек простым играм вроде «Ладушки-ладушки», «Сорока-ворона» и другим очень простым и полезным вещам);
  • делать массаж пальчиков и кистей;
  • перебирать крупы и бобовые, чтобы отыскать в них мелкую игрушку;
  • перекатывать карандаш в ладонях;
  • заниматься со шнуровками.
Совет 4. Играйте

Кроха познаёт мир через игру, и речевое развитие — не исключение. Пусть вашему малышу будет весело и интересно, и он обязательно захочет поделиться с вами своими впечатлениями!

Разговор с Мишкой

Возьмите в руки медвежонка и расспросите кроху от его имени. Пусть Мишка задаст вопросы:

  • Меня зовут Миша. А тебя как зовут?
  • Мне 3 годика. А тебе сколько?
  • А у тебя есть мама? А как её зовут?
  • У меня есть 3 братика. А у тебя есть братик или сестричка?
Что умеет самолёт?

Показывайте крохе разные картинки предметов или животных и спрашивайте: «А что он умеет делать?» Например:

  • «Что это?» Самолёт. «А что он умеет делать?» Летать.
  • «А это кто?» Котёнок. «А что он умеет делать?» Мяукать. Умываться. Играть. И так далее.
Звериное «караоке»

Развитие речи у детей 2–3 летУсадите в круг игрушечных животных или их изображения: петушка, мышонка, лягушку, утку и так далее. Дайте малышу в руки кого-то из этой компании. Возьмите куклу, которая будет выполнять роль учителя по вокалу, и спросите от её имени. «Я умею петь так: «Ляя-ляя-ляя. А ты, петушок, как умеешь петь?» Пусть малыш ответит за петушка: «Ку-ку-ре-ку!» Затем вручите ему другую игрушку и продолжите диалог.

Говорим и показываем

Говорите с малышом простыми предложениями, а также в стихотворной форме, сразу же выполняя те действия, которые озвучиваете. Например:

Я вам куклу покажу

И про куклу расскажу.
Вот у куклы голова,
А вот глазки — их два.
Вот у куклы носик,
Ушки, щёчки, ротик.
Вот у куклы ручки,
Вот у куклы брючки.
Вот у куклы ножки,
А на них сапожки.
Кукла глазки закрывает.
Кукла глазки открывает.
Наша кукла плакать может,
Маша куколке поможет.
Маша куколку качает,
Наша кукла засыпает.

Затем попросите ребёнка показать, где у неё глазки, щёчки, ручки и так далее. Чуть позже поставьте малышу другой вопрос: «А что это?» И показывайте на разные части тела и одежду.

Совет 5. Специальные упражнения

Специальные комплексы упражнений для губ, щёк и языка — это удел логопедов. Но есть и универсальные упражнения, которые можно делать в домашних условиях с мамой. Они помогут укрепить мышцы, от которых зависит чёткость произношения:

  • Попросите ребёнка надуть щёчки, а затем прижать пальчиком сначала одну, а потом другую (лопаем пузырь).
  • Вытягиваем губы трубочкой, а затем быстро улыбаемся, показав зубки.
  • Энергично высовываем и прячем язык, словно котёнок, который лакает молоко.
  • Дотрагиваемся язычком до внутренней поверхности щёк.
  • Щёлкаем язычком, как лошадка.
  • Широко открываем и закрываем рот.

Также стоит уделить внимание развитию речевого дыхания ребёнка. Малыша нужно обучить длинному плавному выдоху. Например, пусть ребёнок изобразит:

  • Как воет волк («У-у-у-у»).
  • Как плачет малыш («Уа-уа-уа-уа»).
  • Как перекликаются люди в лесу («Ау-ау-ау-ау»).

Чтобы закрепить правильное произношение твёрдого звука, предложите малышу в игровой форме произносить их изолированно:

  • Пусть кроха «полетает» по комнате, как комарик, произнося при этом звук «з-з-з-з».
  • Также можно предложить ему побыть пчёлкой и пожужжать: «Ж-ж-ж-ж».
  • А как свистит свисток? «С-с-с-с».
Совет 6. Обращаемся к специалистам

Обратитесь к логопеду, если:

  • ваш малыш нечётко произносит некоторые звуки и вы не видите улучшений, то есть выработалась привычка говорить неправильно;
  • кроха не выполняет ваши просьбы, не показывает то, что вы называете;
  • он не говорит вообще;
  • в трёхлетнем возрасте он не умеет строить простые предложения;
  • понимаете его только вы и члены вашей семьи.

В таких случаях, возможно, понадобится консультация и других специалистов.

Помимо очной консультации для родителей и ребёнка у специалистов, будет полезно также ознакомиться с рекомендациями из книг известных авторов:

  • «Развитие речи у детей 2–3 лет. Пособие для воспитателей и родителей», Л. Н. Смирнова.
  • «Развитие речи у детей 2–3 лет. Учебно-методическое пособие. От звукоподражания к словам», Е. Колесникова.

Развиваем речь в игре и общении

Главная задача родителей — сделать любые занятия по развитию речи интересными и увлекательными для ребёнка. Иначе их трудно будет сделать регулярными, а это — основное правило для достижения прогресса. Ваш малыш научится говорить чётко и правильно формулировать свои мысли, если:

  • вы с рождения и даже с периода беременности общаетесь с ним;
  • он слышит много стишков, песенок, потешек;
  • вы играете с ним в словесные игры;
  • вы развиваете мелкую моторику;
  • вы мотивируете его быть активным;
  • вы не пускаете проблемы на самотёк, а вовремя обращаетесь к специалистам.

Ну а мы желаем гармоничного развития вашему малышу и вам, и до скорых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: