Развиваем словарный запас: эффективные игры и практические рекомендации

Развиваем словарный запас: эффективные игры и практические рекомендацииРечь — важнейший инструмент познания мира. Потому-то научить ребёнка говорить, научить его владеть словом, искусно выражая свои потребности, мысли, мечты и фантазии, — одна из важнейших задач родителей дома и воспитателей в детском саду.

Развитая речь ценилась во все времена прежде и будет цениться в будущем, как необходимый атрибут успешного, грамотного человека, лидера, интересного собеседника и чуткого слушателя, внимательного ко всем оттенкам сказанного.

Занятия по развитию речи — неотъемлемый элемент дошкольной образовательной программы. И в детском саду, и дома ребёнку необходима поддержка взрослых, помощь в овладении богатством родного языка. А самый простой метод учить ребёнка эффективно — конечно, игра. Поэтому мы предлагаем вам несколько хорошо зарекомендовавших себя игр на развитие словарного запаса у детей в возрасте от 2 до 7 лет.

Игры на развитие речи

«Что из чего»

Очень интересная и полезная игра, которая научит быть внимательным и замечать составные части целого. Для маленьких игроков в возрасте 2–3 лет можно использовать дидактический материал — разрезанные картинки. Ребята постарше должны, выполняя указания взрослого, создавать мысленные образы.

Суть игры состоит в следующем: вы называете предмет (необязательно предмет неодушевленный — можно называть животных, людей, явления природы), а ребёнку нужно перечислить, из чего он состоит. Если игроков несколько, попробуйте для остроты добавить соревновательный элемент: победителем объявляется тот, кто назовёт больше составных частей.

Например:

  • Стул — ножки, спинка, сиденье, гвозди.
  • Дом — крыша, окна, двери, ступеньки, пол, стены.

В качестве домашнего задания от «Эврики» мы предлагаем вам поработать по образцу со словами «дерево», «двор», «машина», «собака».

А можно перевернуть условия, и получится новая игра на развитие словарного запаса:

  • взрослый перечисляет части целого;
  • ребёнок называет предмет.
«Он такой, она такая»

Это потом, в школе, ребёнку будут рассказывать, что все слова делятся на разные группы, что они являются разными частями речи и отвечают на разные вопросы. Но научить дошкольника согласовывать слова между собой так, чтобы они дружно складывались сначала в словосочетания, затем в предложения, а потом даже в целые тексты, нужно уже сейчас. Подружить существительное с прилагательным, т. е. научить правильно называть предмет и его свойства, поможет весёлая игра для детей «Он такой, она такая».

Взрослый называет предмет (для детей младшего дошкольного возраста слова нужно подкреплять картинкой или самим предметом), игрок — его признаки.

Например:

  • Мяч — синий; штора — синяя; небо — синее.
  • Океан — глубокий; море — глубокое; лужа — глубокая.
  • Дядя Стёпа — высокий; лестница — высокая; здание — высокое.

Как вариант этой же словесной игры, вы называете предмет — ребёнок перечисляет столько его признаков, сколько получится:

  • дерево: высокое, большое, красивое, старое;
  • котёнок: маленький, смешной, красивый, игривый.

Позволяйте ребёнку сначала самостоятельно перечислить все признаки, которые он сможет выделить. Потом, задавая наводящие вопросы, подскажите, что ещё можно добавить в озвученный список. А когда даже с вашей помощью малыш не сможет назвать ни словечка, продемонстрируйте, сколько ещё чудесных слов существует, чтобы рассказать о заданном предмете подробнее и интереснее.

«Признаки из частей»

Первая из предложенных игр учила выделять части в целом, вторая — называть признаки предметов. А теперь давайте попробуем использовать части, чтобы называть признаки целого.

Для наглядности игры приготовьте несколько игрушек или картинок. Рассматривайте их поочерёдно, предлагая ребёнку всё активнее включаться в игру, формируя признаки по указанному вами образцу. Чтобы было понятней, рассмотрим пример, где (В) — реплики взрослого, (Д), соответственно, — детские ответы.

  • (В) Смотри-ка, это кукла. Волосики у неё длинные. Наша кукла длинноволосая. А какого цвета волосики у куклы?
  • (Д) Светлые.
  • (В) Значит, кукла светло…
  • (Д) …волосая.
  • (В) Правильно, «светловолосая». А зубки у куклы беленькие. Значит куколка…
  • (Д) Белозубая.
  • (В) Умница! А глазки у нашей куклы…
  • (Д) Голубые.
  • (В) Правильно! Куколка поэтому голубоглазая.

Совет: выбирайте такие объекты для игры, у которых находить составные признаки весело и интересно. Будьте готовы к тому, что ребёнок начнёт выдавать образцы оригинального словотворчества — это естественный процесс становления речи в дошкольном возрасте. Можете записывать за своим толкователем, создававшим на ходу новые единицы русского языка. Лет через –дцать будет забавно и приятно перечитать.

«Бегу, лечу, спотыкаюсь»

Раз уж мы поиграли с именами существительными (называя предметы и их составные части), а также именами прилагательными (когда подбирали к предметам свойства), обидеть глаголы невниманием было бы проявлением неуважения к этой деятельной части речи. Поэтому играем! Правила простые:

  • взрослый называет предмет;
  • ребёнок фантазирует, чем этот предмет может заниматься.

Если сначала подбирать предмету действия будет сложно, можно использовать сюжетные картинки:

  • котёнок — играет;
  • мама — рисует;
  • папа — стирает;
  • Петя — спит.

А теперь усложним: на каждый предмет несколько действий.

  • Птица: кружит, летает, высматривает, гоняет, прячется;
  • дерево: стоит, растёт, украшает, затеняет;
  • собака: ест, гуляет, мечтает, поёт, смешит

Получается? А давайте тогда попробуем совместить признак + предмет + действие:

  • маленький мальчик спит;
  • красивая бабочка летает;
  • красный мак распустился.

Кстати, так можно осваивать навык составления предложений по схемам из последовательностей вопросов «кто/что», «когда», «зачем», «что делал», «с кем» и пр.

«Нарисуй словами»

Мы знаем, что любой предмет можно нарисовать при помощи красок, фломастеров, мела… А как насчёт того, чтобы порисовать словами?

Развиваем словарный запас: эффективные игры и практические рекомендацииСначала покажите ребёнку пример: опишите хорошо знакомый ему предмет, не показывая его и не называя прямо. Это может быть любимая игрушка, часть интерьера, домашнее животное — неважно. Главное, чтобы словесный портрет получился красочным, ярким, понятным. Ребёнок смог узнать, что вы нарисовали словами? А теперь он сам словесный художник, а вам нужно понять, какой предмет лёг в основу композиции. Чем точнее описание, чем оно нагляднее и интереснее, чем больше свойств предмета использовано, тем богаче словарный запас малыша.

«Ручка-ножка»

Очень важно уже в дошкольном возрасте познакомить ребёнка с многозначными словами.

Покажите картинки шариковой ручки, дверной ручки, человеческой руки. Обсудите, что одно и то же слово, может обозначать разные предметы. Внимательно рассмотрите каждую картинку:

  • Что это? Ручка! Для чего она нужна? Чтобы писать и рисовать!
  • А это тоже ручка! Она крепится к двери, чтобы было удобно дверь открывать и закрывать.
  • А у тебя есть ручка? Помаши мне ручкой. Возьми ручку (шариковую) в ручку (свою).
  • Одинаковые слова, но предметы совсем разные.

Подробно обговорив таким образом одно многозначное слово, предложите ребёнку подумать, какие ещё слова хотя и звучат одинаково, но имеют разные значения.

Совет: наверняка ребёнок будет путаться, называя, к примеру, вместо многозначных слов однокоренные или не понимая разницу между указанием на конкретный предмет и значением слова (рот есть у мамы и у сыночка, но слово «рот» в этом случае имеет общее значение, хотя указывает на разные ротики). Исправляйте ошибки, объясняйте, но не будьте слишком требовательны. Главное — заставить малыша задуматься о том, что ножки есть не только у него, но и у стула.

Советы от «Эврики»

Чтобы домашние занятия на развитие словарного запаса у дошкольника (кстати, проводить их можно не только дома, но и на улице, в транспорте или очереди) проходили как можно эффективнее, были для ребёнка не наказанием, а вызывали неподдельную радость, придерживайтесь при их организации нескольких весьма простых, но очень важных правил.

  1. Слово «играть» в вашем общении с ребёнком дошкольного возраста многократно превышает по частоте слова «заниматься», «учиться», «работать». Вы можете воспринимать игры как развивающие занятия (что совершенно верно), но вот ребёнок должен воспринимать развивающие занятия как игру.
  2. Длительность игры-занятия без переменки должна увеличиваться постепенно. Начинайте буквально с 3–5 минут, постепенно дойдя до 20–25 минут полноценного занятия игры. Главный критерий подходящей ребёнку продолжительности — его неподдельная заинтересованность и готовность активно включаться в процесс овладения богатством родной речи.
  3. В спорте известно: чтобы добиться результатов, нужно делать несколько подходов. Тренируя речь ребёнка, делайте несколько подходов в день. Поиграйте минут 10–15 сразу после завтрака, а потом ещё минут 10 после сладкого послеобеденного сна. Вечером есть настроение и свободное время? Отлично, можно поиграть в слова опять.
  4. Ребёнок сегодня капризничает, плохо себя чувствует, он вялый и раздражительный? Не надо навязывать ему занятия именно сейчас. Лучше помогите малышу справиться с эмоциями, выяснив и устранив их причину.
  5. Отдельное место для развивающих игр — идеально. Очень хорошо, если для занятий с ребёнком дома есть удобный, обустроенный уголок. В такой атмосфере вы скорее привьёте малышу те навыки, которые необходимы для успешной учёбы в школе: усидчивость, внимательность, сосредоточенность. Но всё же не стоит пренебрегать возможностью использовать свободную минутку с пользой. Получается поиграть во внеурочное время в непредусмотренном месте? Играйте!
  6. Дополним предыдущий пункт. Играя «на ходу», не забывайте важное условие домашних логопедических занятий: между вами должен быть зрительный контакт, ребёнку надо слышать чёткую речь взрослого и видеть, как работает ваш артикуляционный аппарат.
  7. Занимаясь развитием дошкольника через игру, старайтесь максимально исключить любые негативные оценки из своего лексикона. Поправляйте карапуза, когда он ошибается, но делайте это очень мягко и тактично. Зато на похвалу можно не скупиться, щедро отвешивая её за любые старания и даже маленькие, но всё же достижения.

Дорогие друзья! Мы стремимся сделать ваше родительство более эффективным, творческим и счастливым. И нам приятно читать ваши положительные отзывы, узнавать о ваших успехах, видеть ваши комментарии к статьям.

До новых встреч! И счастливого вам родительства!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: