творчество        23 ноября 2017        225         0

Рисование для самых маленьких

Рисование для самых маленькихДрузья, о пользе рисования сказано много. И нами в том числе. Рисование способствует развитию речи и мышления. Оно тренирует мелкую моторику и зрительно-моторную координацию. Создавая свои собственные художественные шедевры, малыш погружается в дивное царство, где на троне восседает её величество Фантазия, он учится самостоятельности, осваивает пространственные понятия и укрепляет креативный взгляд на окружающий мир.

В общем, рисовать — это весело, интересно и полезно. Особенно если внимательные родители позаботятся о том, чтобы первый опыт начинающего художника был положительным.

Как организовать рисование для самых маленьких? Давайте разбираться вместе!

Рисование до года: первые шаги

Молодые родители, заинтересованные в эффективном развитии малыша, часто спрашивают:  «В каком возрасте надо приступать к рисованию?» Ответить на этот вопрос однозначно, в 6 ли месяцев, в год или в 3 года, нельзя. Тут всё зависит от самого ребёнка. Главное — не пропустить момент, когда кроха проявит интерес к возможности оставить свои следы в искусстве. Но, разумеется, чтобы такой интерес появился, карапуз должен иметь образец для подражания. Как правило, раннее рисование характерно для вторых и последующих детей в семье, для детей в семье художников или дизайнеров, а также для малышей, родители которых целенаправленно приобщают наследника к живописи.

Давайте рассмотрим, как ввести рисование в мир ребёнка до года.

С чего начать: практические советы

  1. С точки зрения физиологической готовности ребёнок способен сделать свои первые штрихи в возрасте 5–6 месяцев. К этому возрасту карапуз, как правило, сам встаёт в кровати или поднимается с пола при помощи устойчивой опоры, он любознателен и с интересом тянется ко всему новому, что попадает в его поле зрения. А значит, уже можно ввести в его жизнь краски.
  2. Пусть первое знакомство малыша с рисованием будет пассивным. Нарисуйте при нём что-либо. Покажите, как на чистом белом листе появляются цветные линии. Достаточно 1–2 минут, чтобы обмакнуть палец в краску, оставить на бумаге след и помыть руки. Первое знакомство состоялось.
  3. Сделайте такое минутное рисование частью вашего ежедневного распорядка. Пусть это длится две недели, месяц — столько, сколько понадобится, чтобы малышу стало интересно повторить ваши манипуляции. А тогда обмакните в краску детскую ладошку и проведите ею по бумаге. Важно, чтобы кроха активно участвовал в этом процессе, следил за происходящим, не вырывался, не хныкал и не пытался отдёрнуть ручку. Ему должно быть интересно.
  4. Для первых занятий продолжительностью не более 3–5 минут не используйте полные банки с краской. Чтобы усвоить главный принцип переноса цвета на бумагу, достаточно совсем небольшого количества разведённой до пастообразного состояния гуаши или специальной пальчиковой краски. Чем меньше краски в свободном доступе, тем меньше уборки после первых уроков раннего рисования.
  5. Важно! Раннее рисование начинается именно с красок. Для правильного удержания в руках кисти, фломастеров и карандашей ребёнок до года пока не дорос. Не торопите события.

«Я рисую»: знакомство состоялось — что дальше

  1. Рисование для самых маленькихДля детских рисунков хорошо подходит плотная шероховатая бумага. Например, картон или изнаночная сторона обоев. Листы бумаги для рисования должны быть достаточно большими. Лучше всего расстелить их на полу (на предварительно подготовленную клеёнку) или прикрепить к стене на уровне роста ребёнка. Можно закрыть бумагой поверхность столика на детском кресле для кормления.
  2. Не предлагайте большой ассортимент красок. Введите один цвет. Поработайте с ним. Чуть позже добавьте один-два новых. Начинать лучше с тёплых тонов: красный, жёлтый. Работая с краской, обязательно проговаривайте её цвет вслух. Периодически меняйте цвет. Давайте ребёнку самому выбрать краску.
  3. Отдавайте предпочтение мягким, природным цветам. Ядовито яркие краски, конечно, привлекают внимание, но с точки зрения знакомства с окружающим миром не имеют для нас практически никакой ценности.
  4. По мере привыкания ребёнка к новому для него виду деятельности сделайте занятия рисованием регулярными и разработайте определённый ритуал. Оптимальное расписание — по 7–10 минут 2 раза в неделю. Чтобы максимально активизировать сенсорное развитие крохи, подберите для ваших занятий приятное музыкальное сопровождение. Постарайтесь оформить процесс так, чтобы у карапуза складывалось ощущение праздника, чуда, волшебства.
  5. Назвать раннее рисование творчеством в полноценном значении этого слова нельзя. Это скорее один из методов изучения окружающего мира, знакомство со свойствами предметов, накопление сенсорного и эмоционального опыта. И для вас важно сделать этот опыт положительным, закрепить в сознании ребёнка самые приятные ассоциации с рисованием. Запомните: вы не обучаете малыша рисовать, а лишь создаёте благоприятные условия для его занятий с красками.

Рисование в раннем детстве (от 1 до 3 лет)

  1. Если первое знакомство ребёнка с красками состоялось в грудничковом возрасте, то в период от года до трёх лет приобретённые навыки будут обогащаться и развиваться. После полутора лет можно постепенно вводить в арсенал маленького художника новые инструменты. В частности, неподдельный восторг обычно вызывают восковые мелки, которые легко смываются с рук, зато на бумаге оставляют красивые, яркие следы.
  2. Постепенно учите ребёнка основным приёмам рисования. Показывайте, как изображать горизонтальные и вертикальные линии. С этой целью очень хорошо использовать совместное творчество: вы нарисовали солнышко, а кроха «подарил» ему лучики или вы изобразили пасмурный пейзаж, а малыш заштриховал его линиями дождика.
  3. После двух лет пора учиться рисовать фигуры: круги, овалы, треугольники и различные варианты четырёхугольников. Покажите, как схематично изобразить домик с трубой и забором вдоль участка. Нарисуйте робота или снеговика.
  4. Важным этапом освоения рисования является раскрашивание по контуру (раскраски). Для раскрашивания в раннем детстве выбирайте крупные картинки с чёткими и плавными линиями, с минимумом деталей и хорошо узнаваемым образом: игрушки, животные, овощи и фрукты, транспорт и т. п. Не забывайте, что для карапузов 1–3 лет сам процесс гораздо важнее результата и уж тем более его художественной ценности. Не загоняйте детскую фантазию в рамки «правильности». Позвольте юному таланту раскрыться, самостоятельно выбирая подходящие для раскрашивания цвета и техники. И ничего, что собака получилась сиреневой в крапинку, а крапинки эти расположены вне контура раскраски. Главное — искренняя вовлечённость и чувство глубокого удовлетворения своим трудом.
  5. Не ограничивайте занятия рисованием в раннем детстве одной техникой. Предлагайте разные материалы, разные инструменты, познакомьте ребёнка с нетрадиционными методами создания картинок. Много полезной информации по этой теме вы найдёте в наших статьях из раздела «Творчество».

Друзья, при творческом подходе к воспитанию, малыши растут счастливыми, активными и сообразительными. Пусть родительство ваше будет вам в радость.

До новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: