творчество        20 декабря 2017        209         0

Роль музыкального образования в развитии ребёнка

Роль музыкального образования в развитии ребёнкаМузыка способна успокоить расстроенного малыша, поднять настроение в период накатившей печали, дать выход накопившейся энергии или сделать развивающие занятия более насыщенными, более интересными и даже более эффективными. Музыкальные занятия в обязательном порядке присутствуют в образовательной программе ДОУ, уроки музыкой есть в программе начальной школы, а разнообразные кружки, секции и музыкальные школы приглашают разновозрастную детскую аудиторию для более глубокого погружения в дивный мир нот и звуков.

Какова роль музыкального образования в развитии ребёнка? Почему музыку надо слушать, её надо любить, ею надо заниматься? Давайте разбираться вместе, друзья!

Развивает мелкую моторику

О том, как важно тренировать пальцы и кисти рук, знают все мамы и папы, активно включенные в эффективное родительство. Уже с младенческого возраста необходимо заниматься пальчиковой гимнастикой и делать карапузу массаж. По мере взросления ребёнка ему предлагают специальные игры и упражнения, покупают и изготавливают своими руками специальные игрушки и тренажёры для мелкой моторики. Но ни одно из занятий не сравнится с той работой, какую необходимо проделывать пальчикам, чтобы правильно извлекать звуки из музыкальных инструментов.

Наибольшую нагрузку на мелкую моторику обеспечивает фортепиано, баян и аккордеон. Чтобы музицировать на этих инструментах, необходимо активно работать пальцами обеих рук, причём работать асинхронно, т. е. разными руками совершать разные движения.

Тренирует мозг

Асинхронные одновременные движения рук — мощный инструмент укрепления структуры мозга и развития интеллекта.

У музыкантов понятие ведущей руки выражено не так явно, как у людей, не владеющих ни одним музыкальным инструментом. Интенсивное использование «слабой» руки способствует активации нейронных сигналов в соответствующем полушарии, что прекрасно тренирует мозг, значительно увеличивая его возможности по обработке информации.

Стоит отметить, что разные группы инструментов нагружают руки, а значит и мозг, по-разному:

  • клавишные требуют одинаковых усилий от обеих рук;
  • Роль музыкального образования в развитии ребёнкаструнные подразумевают более активную работу левой руки (правая перебирает струны или управляет смычком, что проще, чем бегать пальцами по грифу);
  • духовые представлены разными группами. В некоторых требуется работать обеими руками, в других задействована только одна. Но обычно малышей начинают знакомить с духовыми инструментами с игры на блокфлейте, где требуется одинаково активная работа всеми пальчиками.

Развивает психические процессы

  • Мышление. Необходимость управлять одновременно двумя руками прекрасно тренирует пространственное мышление. В процессе осознания принципов построения музыки развивается структурное мышление.
  • Восприятие. Музицирование активно задействует, а потому эффективно тренирует чувственное восприятие, в первую очередь, конечно, зрительное и слуховое.
  • Память. Музыкальные занятия развивают слуховую, зрительную, моторную, образную и ассоциативную память (т. е. все существующие виды памяти!).
  • Внимание. Занятия музыкой улучшают свойства внимания. Музыканту надо одновременно читать ноты с листа и извлекать звуки из музыкального инструмента, ему необходимо следить за тем, что уже исполнено, что звучит в данный момент и что требуется сыграть следом, он должен контролировать темп и громкость извлекаемой мелодии. Музыка развивает объём, концентрацию, устойчивость, распределение внимания.
  • Речь. Постигая интонационную природу музыки, ребёнок невольно становится более восприимчивым к человеческой речи. Его речь приобретает выразительность, становится более структурированной и грамотной. Он лучше говорит сам и острее воспринимает оттенки обращённой к нему речи, что благоприятно сказывается на его коммуникативных способностях.

Кроме того, развитие абсолютного слуха тренирует память, относительного — мышление, внутреннего — воображение.

Улучшает здоровье

  • Независимо от того, занимается ребёнок вокалом или играет на музыкальных инструментах, педагоги пристальное внимание уделяют правильной осанке. Юный музыкант с младых ногтей приучается контролировать положение корпуса, не сутулиться, вовремя расслабляться (чтобы избежать мышечных зажимов). Это прекрасный опыт, необходимый для поддержания здоровья опорно-двигательного аппарата.
  • Музыка благотворно влияет на психическое здоровье человека. Не случайно музыкотерапия активно используется для лечения и реабилитации пациентов с соматическими и психическими расстройствами. Дети, получающие музыкальное образование, как правило, более спокойные, уравновешенные и уверенные в себе, чем их сверстники. Музыка прекрасно корректирует агрессивное поведение и помогает бороться с детскими страхами.
  • Музыка развивает не только специфический музыкальный, но и общий физиологический слух. Мозг музыканта демонстрирует расширенную реакцию на звуки, поэтому занятия музыкой могут быть полезны слабослышащим детям.
  • Пение и духовые инструменты прекрасно тренируют дыхательную систему, улучшают дренаж лёгких, развивают лёгкие и диафрагму. Специалисты рекомендуют заниматься вокалом астматикам и детям с хроническим тонзиллитом (разумеется, каждый отдельный случай требует предварительной консультации с профильным врачом и ответственного подхода к выбору педагога по вокалу).

Друзья! Даже если вы не пророчите своему карапузу блестящую музыкальную карьеру, дать ему базовое музыкальное образование — прекрасный способ внести ощутимый вклад в общее развитие вашего маленького гения. Вы можете заниматься музыкой дома, но, если ребёнок демонстрирует явные способности, стоит обратиться к профессионалам, которые смогут развить этот талант должным образом.

Пусть в вашем доме звучит музыка счастья и гармонии. Счастливого вам родительства. До новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: