воспитание        02 ноября 2017        435         0

Скоро в школу: развитие произвольности у детей 6–7 лет

Скоро в школу: развитие произвольности у детей 6–7 летДетская непосредственность умиляет и воспринимается как неотъемлемая черта раннего возраста. Но постепенно импульсивность в речах и действиях ребёнка должна уступать место осознанному, произвольному поведению. Как научить малыша контролировать свои импульсивные желания? Как помочь ему развивать произвольность в поведении? Давайте разбираться вместе, друзья!

Произвольное поведение: что это такое

Под произвольностью поведения, формирование которой начинается в дошкольном детстве, но продолжается и в более зрелом возрасте, понимается способность индивида управлять своими поступками и настроением. Для успешного развития произвольности важен ряд факторов, совокупность которых можно разбить на две группы: психофизиологические и социальные.

  • Психофизиологические факторы. За способность контролировать собственное поведение отвечают лобные отделы головного мозга, формирование которых происходит обычно к 7-летнему возрасту. В силу возрастных физиологических особенностей малышам младшего и среднего дошкольного возраста сложно управлять своим поведением. Но внимательное отношение взрослых к физическому развитию ребёнка благоприятно отражается и на развитии структур мозга. Стимулируя быстроту и ловкость движений, работая над координацией и равновесием, совершенствуя гибкость и пластику, вы обеспечиваете физиологические предпосылки развития произвольного и волевого поведения.
  • Социальные факторы. Важную роль в развитии произвольности играет воспитание, которое во многом определяется жизненным опытом, а в дошкольном возрасте осуществляется преимущественно через игровые виды деятельности. Побуждая ребёнка действовать согласно принятым в обществе нормам, доходчиво эти нормы объясняя, взрослый создаёт условия для становления произвольности в поведении дошкольника.

Разумеется, формирование волевых качеств происходит постепенно, при постоянном взаимодействии ребёнка с окружающими его людьми. Игры, развивающие занятия, общение со сверстниками и взрослыми помогают малышу осваивать механизмы управления своим поведением, помогают ему контролировать присущую раннему детству импульсивность, которую противопоставляют произвольности.

Значение игры в формировании произвольного поведения

Одним из важных условий произвольного поведения является преобладание мотива «я должен» над «я хочу». Поведение, сформированное из осознанных, подчинённых определённой цели поступков, можно назвать произвольным. Хорошим тренажёром произвольности в этом смысле выступают игры

Важно предлагать ребёнку разные виды игр, ведь каждый из них вносит свой значительный вклад в развитие произвольности.

  • Подвижные игры с правилами формируют у ребёнка образ поведения, задают перечень разрешённых и запрещённых действий. Если правила нарушены, игра остановится и придётся начинать всё сначала. Так малыш привыкает выполнять внешние требования, подчиняться им.
  • Сюжетные игры, особенно в паре или в группе, учат управлять своими импульсивными желаниями, сдерживая их ради достижения поставленных командой задач.
  • Настольные игры развивают усидчивость и внимание, учат целенаправленно концентрироваться на выполнении игрового задания.
  • Словесные игры помогают преодолевать речевую импульсивность.
  • Игры с использованием графических изображений требуют длительное время удерживать в сознании заданное правило, которым надо руководствоваться при выполнении игрового упражнения.

Скоро в школу: развитие произвольности у детей 6–7 летСоставляя систему игр для развития произвольной сферы дошкольника, обратите внимание, что игровая деятельность должна формировать у малыша несколько умений:

  • следование правилам;
  • коллективная работа;
  • поэтапное достижение цели;
  • осуществление контроля над своей деятельностью и деятельностью партнёров по игре.

Позаботьтесь о формировании ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости ребёнка в игру.

Игры на развитие произвольности и самоконтроля

«Светофор»

Приготовьте из цветного картона три цветных круга: красный, жёлтый и зелёный.

  • Когда вы поднимаете вверх зелёный круг, можно бегать, танцевать, скакать и кричать.
  • Если вверху жёлтый круг, двигаться надо медленно и спокойно, а говорить тихо-тихо.
  • Красный — запрещающий сигнал. Увидев его, ребёнок должен остановиться как вкопанный и не произносить ни звука.

Заканчивать эту игру лучше красным «успокаивающим» сигналом.

«Ответ по просьбе»

Вы задаёте ребёнку самые разнообразные вопросы, на которые он точно знает ответ и готов с удовольствием этот ответ озвучить. Но (и это важно!) отвечать можно лишь после вашей просьбы:

  • Говори, пожалуйста.
«Да и нет не говорить»

В этой игре, напротив, отвечать желательно как можно быстрее. Но нельзя говорить «да», «нет» и «не знаю». Как только запрещённые слова прозвучали, игра останавливается, а игроки меняются местами.

 «Хлопки»

Приготовьте для ребёнка несколько последовательностей чисел вида:

  • 1 — 1 — 3 — 3 — 2 — 1

Объясните, что каждое число обозначает, сколько раз надо хлопнуть, а тире между ними — паузу. К примеру, наша запись расшифровывается так:

  • Хлопок — пауза — хлопок — пауза — три хлопка — пауза — три хлопка — пауза — два хлопка — пауза — хлопок.

Пусть остальные задания ребёнок попробует выполнить без вашей подсказки.

«Летает — не летает»

Игроки садятся в круг рядом с ведущим. Ведущий произносит различные слова. Если названное слово обозначает летающий объект, детям надо поднять руки вверх, если нелетающий — руки лежат на коленях.

Игру можно усложнить. Ведущий тоже поднимет руки, но иногда он может специально ошибаться, а игрокам важно правильно отреагировать именно на слова, а не на действия ведущего.

Друзья, мы назвали лишь несколько игр на развитие произвольности у дошкольников. Работая над волевыми качествами малыша, чаще играйте с ним в лото и игры-бродилки, разнообразные активные и словесные игры, вместе создавайте поделки, рисуйте, занимайтесь оригами и выполняйте графические диктанты. Чем раньше малыш научится с удовольствием и осознанностью следовать правилам ради достижения цели, тем эффективнее и успешнее будет его обучение в школе!

Мы желаем вам счастливого родительства. До новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: