Тесты на память и внимание

Тесты на память и вниманиеДобрый день, уважаемые родители! Вас волнует, насколько внимателен ваш малыш и как легко он запоминает информацию? Это несложно проверить, ведь существуют тесты на память и внимание, которые разработаны с учётом возраста ребёнка. Об этом и пойдёт речь в нашей сегодняшней статье.

Что же такое внимание? Это способность психики сосредоточиться на конкретном объекте. А память? Это способность сохранять и воспроизводить знания, навыки и опыт. Согласитесь, это наиважнейшие функции мозга, необходимые для развития интеллекта человека.

Давайте приступим к тестам, но сначала перечислим основные правила тестирования для детей.

  • Время на проведение теста — не более 15 минут. Позже внимание крохи начнёт рассеиваться.
  • Дошкольники и младшие школьники пользуются в основном непроизвольным вниманием. То есть они способны сосредоточиться только на том, что вызывает у них интерес. Поэтому все задания должны проводиться в виде игры и базироваться на их любознательности.

Диагностика памяти и внимания

При оценке внимания малыша можно выделить несколько показателей:

  • объём;
  • концентрация;
  • устойчивость;
  • переключение;
  • распределение.

А его память может быть:

  • долговременной;
  • оперативной (кратковременной);
  • логической;
  • механической;
  • зрительной;
  • слуховой и т. д.

Ненавязчиво предложите малышу выполнить следующие несложные задания.

Тест на долговременную память для детей 3–5 лет «10 предметов»

На бумаге размером с альбомный лист должны быть крупно изображены 10 предметов. Дайте его малышу и скажите, что вы хотите поиграть с ним в одну очень интересную игру. Попросите его рассмотреть картинки и запомнить их. Крохе трёхлетнего возраста нужно помочь, обсуждая изображения и уточняя их названия. На запоминание выделите 2–3 минуты и заберите лист с картинками. Скажите, что скоро вы попросите малыша вспомнить, какие изображения он видел. Вернитесь к этому через полчаса.

Запишите количество правильных ответов и количество ошибок. Если ребёнок вспомнил 4–6 предметов, то у него нормальный уровень запоминания. Если малыш не может вспомнить рисунки или называет не те предметы, то он либо слишком импульсивен и не может сосредоточиться на упражнении из-за этой особенности, либо родителям стоит заняться укреплением и развитием его памяти.

Тест на оперативную память «выучи слова» для дошкольников

Предложите малышу выучить и повторить 12 слов, например:

Дерево, кукла, ложка, цветок, телефон, чашка, курица, шуба, лампа, картина, девочка, книжка.

После первого воспроизведения вами предложите крохе повторить слова. Запишите количество правильно названых слов после первой попытки. Снова зачитайте эти слова и снова попросите назвать их. Зафиксируйте результат. Выполните 6 таких подходов. Выставляем количество баллов:

  • Малыш назвал все 12 слов за 6 или меньше подходов. Такой результат говорит об очень высоком уровне памяти.
  • 8–9. Названо 10–11 слов. Это высокий показатель.
  • 6–7. Названо 8–9 слов. Это средний уровень.
  • 4–5. Названо 6–7 слов. Уровень — чуть ниже среднего.
  • 2–3. Названо 4–5 слов. Это низкий уровень развития памяти.
  • 0–1. Названо не более 3 слов. Это очень низкий показатель.
Проверка продуктивности и устойчивости внимания для дошкольников

Для успешности учебного процесса важно не только направить внимание в нужное русло и сконцентрироваться, но и удерживать его некоторое время. Чтобы узнать, как долго малыш сможет концентрироваться, предложите ему игру «Найди и вычеркни».

На картинке изображены простые фигуры и предметы в несколько рядов. Когда взрослый говорит слово «начинай» и называет любой предмет, ребёнок ищет его на картинке и зачёркивает. Так продолжается, пока малыш не услышит слово «стоп». Нужно отметить на бумаге то место, где произошла остановка, и снова дать ему команду «начинай», после чего он опять должен вычёркивать заданный предмет. Сделайте 5 таких подходов по 30 секунд. Игра завершается по команде «конец».

Тесты на память и вниманиеПроанализируйте результат. Если за каждый подход ребёнок просмотрел примерно равное количество изображений и не допускал ошибок при зачёркивании, то устойчивость его внимания находится на высоком уровне. Ошибки на 2, 3, 4, 5 этапах и уменьшение количества просмотренных изображений за 1 подход говорит о том, что со временем ему всё труднее концентрироваться.

А теперь — более развёрнутый результат для особо скрупулёзных родителей.

Подставьте показатели теста в формулу S = (0,5N – 2,8n)/t, где

S — продуктивность;

N — количество просмотренных изображений на каждом этапе;

n — количество ошибок (нужные изображения, не зачёркнутые ребёнком, и ненужные изображения, зачёркнутые им);

t — время проведения этапа. В нашем случае t = 30 для одного этапа. Вы получите 5 показателей устойчивости внимания. Для удобства оценки результата нанесите их на график такого вида:

Тесты на память и внимание

Чем больше зон охватывает кривая, тем менее устойчивой является память ребёнка, и наоборот. Например, кривая 1 — наивысшие показатели продуктивности и устойчивости, кривая 3 — средние показатели, кривая 5 говорит о неустойчивом внимании при средней продуктивности.

Тест на логическую и механическую память «запомни пару» для детей 8–10 лет

У вас перед глазами 2 столбца, по 2 слова в каждом. В первом столбце слова имеют общий смысл и логику, слова во втором столбце — логика отсутствует.

Кукла — играть;           жук — дом;

Курица — яйцо;            компас — клей;

Ножницы — резать;     колокольчик — стрела;

Лошадь — карета;        синица — брат;

Книга — ученик;          лейка — автобус;

Бабочка — муха;          туфли — чайник;

Щётка — зубы;            палка — графин;

Барабан — палочки;    шапка — пчела;

Снег — холод;             рыба — огонь;

Корова — молоко;      пила — торт.

Зачитайте ребёнку пары слов из первого ряда. Делайте перерывы по 5 секунд между парами. Затем, после 10-секундного интервала, читайте только левые слова, а школьник должен написать только правые. Проделайте то же со вторым набором слов. Подведите итоги: если ребёнок запомнил от 7 до 10 слов, то это высокий показатель, от 4 до 6 слов — средний, и меньше 3 слов — низкий уровень.

Проверка объёма и концентрации внимания для детей от 6 до 10 лет

Дайте малышу лист бумаги, на котором в несколько рядов написаны буквы в хаотичном порядке. Он должен в каждом ряду вычеркнуть все буквы, с которой начинается ряд. Сделать это нужно за 5 минут. Количество букв, которые ребёнок успел просмотреть, говорит об объёме его внимания, а количество ошибок — о её концентрации.

Тесты на память и вниманиеДля детей в возрасте 6–7 лет нормой является 400 просмотренных букв и не более 10 ошибок. Школьники от 8 до 10 лет в среднем должны просматривать от 600 букв и допускать не более 5 ошибок.

Проверка умения распределить внимание для детей от 8 до 10 лет

Попросите школьника выполнить это забавное упражнение. Он должен считать вслух от 1 до 31, при этом заменяя числа с тройкой или, например, числа, кратные трём, фразой «не собьюсь». Если ребёнок ошибается, не досчитав до 10, то стоит уделить время развитию этого важного качества.

Провели диагностику, а что потом?

После проведения тестов на память и внимание у детей стоит заняться корректировкой этих важных составляющих мышления при необходимости. Для этого:

  • развивайте память и внимание ребёнка в игровой форме, как вариант — в режиме онлайн;
  • используйте тестовые упражнения не только с целью диагностики, но и для развития;
  • заинтересовывайте его при чтении книг, на прогулках, при общении с другими людьми. Стимулируйте быть внимательнее к деталям и больше запоминать. Задавайте вопросы, соревнуйтесь, хвалите и поощряйте.

Ну а мы желаем вам и вашим детям развить свои умственные способности по максимуму!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: