развивающие занятия для детей 5–7 лет        02 октября 2017        780         0

Занимательные опыты по физике

Занимательные опыты по физикеДобрый день, гости сайта НИИ «Эврика»! Вы согласны, что знания, подкреплённые практикой, гораздо эффективнее теории?  Занимательные опыты по физике не только отлично развлекут, но и вызовут у ребёнка интерес к науке, а также останутся в памяти гораздо дольше, чем параграф учебника.

Чему опыты научат детей?

Мы предлагаем вашему вниманию 7 экспериментов с объяснением, которые обязательно вызовут вопрос у малыша «А почему?» В результате ребёнок узнает, что:

  • Смешивая 3 основных цвета: красный, жёлтый и синий, — можно получить дополнительные: зелёный, оранжевый и фиолетовый. Вы подумали о красках? Мы вам предлагаем другой, необычный способ удостовериться в этом.
  • Свет отражается от белой поверхности и превращается в тепло, если попадает на чёрный предмет. К чему это может привести? Давайте разберёмся.
  • Все предметы подвержены гравитации, то есть стремятся к состоянию покоя. На практике это выглядит фантастически.
  • У предметов есть центр массы. И что? Давайте научимся извлекать из этого пользу.
  • Магнит — невидимая, но мощная сила некоторых металлов, способная наделить вас способностями мага.
  • Статическое электричество может не только притягивать ваши волосы, но и сортировать мелкие частички.

Итак, давайте сделаем наших детей опытными!

1. Творим новый цвет

Этот эксперимент будет полезен для дошкольников и младших школьников. Для проведения опыта нам пригодятся:

  • фонарик;
  • красный, синий и жёлтый целлофан;
  • ленточка;
  • белая стена.

Опыт проводим около белой стены:

  • Берём фонарь, покрываем его сначала красным, а затем жёлтым целлофаном, после чего зажигаем свет. Смотрим на стену и видим оранжевое отражение.
  • Теперь убираем жёлтый целлофан и поверх красного надеваем синий пакет. Наша стена освещается фиолетовым цветом.
  • А если фонарь накрыть синим, а затем жёлтым целлофаном, то на стене мы увидим зелёное пятно.
  • Этот эксперимент можно продолжить и с другими цветами.
2. Чёрный цвет и солнечный луч: взрывоопасное сочетание

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • 1 прозрачный и 1 чёрный воздушный шарик;
  • лупа;
  • солнечный лучик.

Для этого опыта потребуется сноровка, но вы справитесь.

  • Сначала нужно надуть прозрачный воздушный шар. Держите его крепко, но не завязывайте кончик.
  • Теперь при помощи тупого конца карандаша протолкните чёрный воздушный шарик внутрь прозрачного до половины.
  • Надуйте чёрный шар внутри прозрачного, пока он не займёт примерно половину объёма.
  • Завяжите кончик чёрного шарика и протолкните его в середину прозрачного шара.
  • Прозрачный шарик надуйте ещё немного и завяжите конец.
  • Расположите лупу так, чтобы солнечный луч попал на чёрный шарик.
  • Через несколько минут чёрный шар лопнет внутри прозрачного.

Почему?

Расскажите малышу, что прозрачные материалы пропускают солнечный свет, поэтому мы видим улицу через окно. А чёрная поверхность, наоборот, поглощает световые лучи и превращает их в тепло. Именно поэтому в жару рекомендуют носить светлую одежду, чтобы избежать перегрева. Когда чёрный шарик нагрелся, он начал терять свою эластичность и под давлением внутреннего воздуха лопнул.

3. Ленивый мяч

Следующий опыт — настоящее шоу, но для его проведения нужно будет потренироваться. Школа даёт объяснение этому явлению в 7 классе, но на практике это можно сделать ещё в дошкольном возрасте. Подготовьте следующие предметы:

  • пластиковый стакан;
  • металлическое блюдо;
  • картонную втулку из-под туалетной бумаги;
  • теннисный мячик;
  • метр;
  • метла.

Как провести этот эксперимент?

  • Итак, установите стаканчик на краю стола.
  • Поставьте на стаканчик блюдо так, чтобы его край с одной стороны оказался над полом.
  • Основу рулона туалетной бумаги установите по центру блюда прямо над стаканом.
  • Сверху положите мяч.
  • Встаньте за полметра от конструкции с метлой в руке так, чтобы её прутья были загнуты к вашим стопам. Встаньте на них сверху.
  • Теперь оттяните метлу и резко отпустите.
  • Рукоятка ударит по блюду, и оно вместе с картонной втулкой улетит в сторону, а мячик упадёт в стакан.

Почему он не улетел вместе с остальными предметами?

Потому что, согласно закону инерции, предмет, на который не действуют другие силы, стремится остаться в покое. В нашем случае на мячик подействовала только сила притяжения к Земле, поэтому он и упал вниз.

4. Сырое или варёное?

Давайте познакомим ребёнка с центром массы. Для этого возьмём:

·      остывшее яйцо, сваренное вкрутую;

·      2 сырых яйца;

·      миску.

Предложите компании детей отличить варёное яйцо от сырого. При этом разбивать яйца нельзя. Скажите, что вы можете это сделать безошибочно.

  1. Раскрутите оба яйца на столе.
  2. Яйцо, которое вращается быстрее и с равномерной скоростью, — варёное.
  3. В подтверждение своих слов разбейте другое яйцо в миску.
  4. Возьмите второе сырое яйцо и бумажную салфетку.
  5. Попросите кого-то из зрителей сделать так, чтобы яйцо стояло на тупом конце. Никто не сможет так сделать, кроме вас, так как только вы знаете секрет.
  6. Просто энергично потрясите яйцо вверх-вниз полминуты, после чего без проблем установите его на салфетку.

Почему яйца ведут себя по-разному?

Занимательные опыты по физикеУ них, как и у любого другого предмета, есть центр масс. То есть разные участки предмета могут весить не одинаково, но есть точка, которая делит его массу на равные части. У варёного яйца из-за более равномерной плотности центр масс при вращении остаётся на одном и том же месте, а у сырого яйца оно смещается вместе с желтком, что затрудняет его движение. У сырого яйца, которое потрясли, желток опускается к тупому концу и центр масс оказывается там же, поэтому его можно поставить.

5. «Золотая» середина

Предложите детям найти середину палки без линейки, а просто на глаз. Оцените результат при помощи линейки и скажите, что он не совсем верный. Теперь проделайте это сами. Лучше всего подойдёт ручка от швабры.

  • Поднимите палку до уровня талии.
  • Уложите её на 2 указательных пальца, держа их на расстоянии 60 см.
  • Сдвигайте пальцы ближе друг к другу и следите, чтобы палка не теряла равновесие.
  • Когда ваши пальцы сойдутся и палка будет располагаться параллельно полу, вы дошли до цели.
  • Положите палку на стол, держа палец на нужной отметке. Убедитесь при помощи линейки, что вы точно справились с заданием.

Расскажите ребёнку, что вы нашли не просто середину палки, а её центр масс. Если предмет симметричный, то он совпадёт с его серединой.

6. Невесомость в банке

Давайте заставим иголки зависнуть в воздухе. Для этого возьмём:

  • 2 нити по 30 см;
  • 2 иголки;
  • прозрачный скотч;
  • литровую банку и крышку;
  • линейку;
  • небольшой магнит.

Как провести опыт?

  • Вденьте нитки в иголки и завяжите концы двумя узелками.
  • Прикрепите узлы скотчем на дно банки, чтобы до её края оставалось около 2,5 см.
  • Изнутри крышки приклейте скотч в виде петли, липкой стороной наружу.
  • Положите крышку на стол и приклейте к петле магнит. Переверните банку и закрутите крышку. Иголки будут свисать и тянуться к магниту.
  • Когда вы перевернёте банку крышкой вверх, иголки всё равно будут тянуться к магниту. Возможно, придётся удлинить нитки, если магнит не удерживает иголки в вертикальном положении.
  • Теперь открутите крышку и положите её на стол. Вы готовы провести опыт перед зрителями. Как только вы закрутите крышку, иголки со дна банки устремятся вверх.

Расскажите ребёнку, что магнит притягивает железо, кобальт и никель, поэтому железные иголки подвержены его воздействию.

7. «+» и «-»: полезное притяжение

Ваш ребёнок наверняка замечал, как волосы магнитятся к некоторым тканям или расчёске. А вы рассказывали ему, что всему виной статическое электричество. Давайте проделаем опыт из этой же серии и покажем, к чему ещё может привести «дружба» отрицательных и положительных зарядов. Нам понадобятся:

  • бумажное полотенце;
  • 1 ч. л. соли и 1 ч. л. перца;
  • ложка;
  • воздушный шар;
  • шерстяная вещь.

Этапы эксперимента:

  • Положите на пол бумажное полотенце, высыпьте на него смесь соли и перца.
  • Спросите у ребёнка: как же теперь отделить соль от перца?
  • Надутый шарик потрите о шерстяную вещь.
  • Поднесите его к соли и перцу.
  • Соль останется на месте, а перец примагнитится к шарику.

Шарик после трения о шерсть приобретает отрицательный заряд, который притягивает к себе положительные ионы перца. Электроны соли не столь подвижны, поэтому они не реагируют на приближение шарика.

Опыты дома — это ценный жизненный опыт

Признайтесь, вам и самим было интересно наблюдать за происходящим, а ребёнку и подавно. Проделывая удивительные фокусы с самыми простыми веществами, вы научите малыша:

  • доверять вам;
  • видеть удивительное в обыденности;
  • увлекательно познавать законы окружающего мира;
  • развиваться разносторонне;
  • учиться с интересом и желанием.

Мы ещё раз напоминаем вам, что развивать ребёнка — это просто и для этого не нужно иметь много денег и времени. До скорых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: