развивающие игры        15 августа 2017        430         0

Занятие по развитию речи

Занятие по развитию речиУважаемые читатели, в этой статье вы найдёте материалы, которые помогут провести дома занятие по развитию речи интересно и увлекательно. Пожалуй, это одно из самых важных занятий для малышей, ведь, развивая их речь, мы расширяем возможности познавать такой многообразный окружающий мир. Развитие речи — это и воспитание, и образование, и общение.

Для самых маленьких

До 3 лет дети постепенно нарабатывают словарный запас, знакомятся с самыми простыми явлениями и предметами, учатся чистоте произношения звуков. Причём уровень владения речью в этом возрасте у всех малышей разный. Поэтому занятия должны стимулировать речевую активность детей.

В ясельной группе, для малышей 1–2 лет, занятие по развитию речи обычно длится до 15 минут. Не стоит превышать этот лимит и в домашних условиях. В игровой форме познакомьте малышей с новыми словами, предметами и действиями. В основе — понимание и многократное повторение.

Дома со своим ребёнком 2–3 лет полезно наговаривать небольшие рифмовки и четверостишия. Дети с удовольствием повторяют последние слова в строке и изображают героев. Ребятишки всех поколений с радостью запоминают и рассказывают стишки «Зайку бросила хозяйка», «Мишка косолапый по лесу идёт», «Идёт бычок, качается», «Наша Таня громко плачет». Сначала детки только топают ножкой или трут глазки, изображая плачущую Таню, затем произносят одно–два слова, а далее проговаривают всё полностью.

В детских книжках найдите четверостишия, проговаривайте их и дома, и на прогулке. Произносите слова чётко и с выражением, не сюсюкая и не коверкая произношение. Кроха должен слышать эталон и постепенно стремиться к нему.

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки алели,
Чтоб улыбался роток,
Чтобы кусался зубок.

Полезным упражнением по развитию речи будет простая беседа о любимой игрушке. Спокойно её рассматривайте, назовите составляющие. Обсудите, какая это игрушка: большая или маленькая, мягкая или твёрдая.

Например, рассмотрите котика. Придумайте ему имя. Посмотрите, какие у котика:

  • усы;
  • ушки;
  • носик;
  • ротик;
  • глазки;
  • хвостик (малыш повторяет слова: «усы»,«ушки»,«носик»,«ротик»,«глазки»,«хвостик»).

«Котик красивый» (ребёнок повторяет: «красивый»).

Пригодится и стихотворение:

Котик Мурчик,
Наш голубчик.
Котик ходит тихо —
Будет мышкам лихо.

Вспомните, как же котик мяукает. А теперь приложите пальчик к губам и покажите, как «котик ходит тихо». А мышка как пищит? «Пи-пи-пи». В следующие дни можно вспоминать стишок, показывая котика и мышку.

От 3 до 5 лет

В младшей группе детского сада дети 3–4 лет «выговариваются»: всё чище произносят звуки и целые слова, больше заучивают наизусть, участвуют в инсценировках с изображением характера.

В этом возрасте малыши очень любознательны. Родителям придётся набраться терпения и отвечать на вопросы. Иногда полезно переключать внимание ребёнка, отвлекать чем-то новым для него.

Благодатным материалом для домашних занятий развития речи являются сказки:

  • «Теремок»;
  • «Рукавичка»;
  • «Репка»;
  • «Три поросёнка».

Занятие по развитию речиСначала лучше прочитать сказку, объяснить незнакомые слова. Помогайте ассоциациями. Например, объясните, что такое теремок. Попробуйте подобрать слова, похожие по звучанию и по значению. («Теремок — маленький терем, избушка, деревянный домик»).

  • Где стоял теремок? (В поле)
  • А что такое поле?
  • Что растёт в поле? (Трава и цветы)
  • Кто в поле живёт? (Мышка, ежик)
  • А в лесу кто живёт? (Заяц, лиса, волк, кабан, медведь)

Значит, теремок в поле был такой красивый, что в нём захотели жить и звери из леса, и даже лягушка из болота.

Рассмотрите иллюстрации. Обязательно спрашивайте, понравилась ли сказка. Просите рассказать, кто из героев понравился больше и почему. Чтение можно заменить аудиозаписью. Актёрское исполнение обязательно понравится ребятишкам.

Дети всегда просят ещё и ещё раз читать одну и ту же сказку. Просите кроху вам помочь: пусть ребёнок проговаривает отдельные реплики или проговорит, что было дальше. Периодически заинтересовывайте новой сказкой.

В средней группе у деток 4–5 лет занятия по развитию речи направлены на развитие памяти и чистого произношения. Дома можно использовать литературные сказки в стихах К. Чуковского и С. Маршака. Заучивание и проговаривание стихотворных текстов в занимательной форме расширяет словарный запас, помогает закрепить тяжело дающиеся звуки, закладывает навыки самостоятельного построения предложений.

С этого возраста детки готовы к скороговоркам и загадкам, пословицам и поговоркам. На этом материале учите малышей понимать прямое и переносное значение слова, многозначность слов.

Например, пословица «Сделал дело — гуляй смело» поможет детям понять, что такое «дело» и каким оно бывает. Малыш может рассказать и показать своё дело (собирать игрушки, складывать вещи, почистить зубы) и рассказать о делах взрослых (убрать посуду, полить цветы). В этом возрасте рассказывайте детям, кем работают папа и мама. Такое занятие по развитию речи выполняет одновременно обучающую, развивающую и воспитательную цели.

Готовимся к школе

В старшей группе развитие речи детей 5–6 лет основывайте на формировании основных учебных навыков:

  • изучение алфавита;
  • обучение чтению и письму;
  • приобретение математических навыков;
  • закрепление пространственных понятий;
  • знакомство с геометрическими формами;
  • закрепление представлений о временах года;
  • формирование культуры поведения.

Этот список каждый родитель может продолжать бесконечно. В домашних условиях чтение сказок и детских книжек, подготовка поздравлений к праздникам и дням рождения членов семьи — всё это делает незаметной для малыша кропотливую работу по развитию мышления и речи. Особенно продуктивно это, если дома ребёнка поощряют  в повторении, много читают, смотрят развивающие программы и мультфильмы.

На этом этапе развитие речи тесно связано с изучением букв и обучением первым навыкам чтения. Правильно называя буквы, читая первые слоги и слова, ребёнок совершенствует речевые навыки. Играйте в игры:

  • слова на одну букву или слова с указанной буквой;
  • «съедобное — несъедобное» — игра с мячом: например, мяч можно ловить, только если называют что-то съедобное;
  • подборка и чтение текстов, в которых некоторые слова заменены рисунками;
  • составление слов из кубиков или на магнитной доске (нужно учитывать, что ребёнок ещё не знаком с правописанием и не знает, что произношение часто не соответствует написанию слова);
  • играйте в ролевые игры, заставляющие малыша говорить от лица врача, продавца, клоуна и т. п.

Таким образом, каждый год жизни — это целый этап в развитии речи ребёнка.

Подведём итоги:

  • Занятия должны быть систематическими и разнообразными.
  • Читайте детские книжки и сказки.
  • Больше беседуйте с ребёнком обо всем, что его окружает.

Уважаемые читатели, будем рады, если наш материал был интересен и помог вам. С удовольствием познакомимся с опытом ваших занятий по развитию речи дошкольников. До новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей: