Здравствуйте, уважаемые читатели! Время идёт семимильными шагами. Уже позади остался второй день рождения вашего карапуза. Вот-вот малыш перескочит серединку, разделяющую второй и третий годы жизни. С чем же придёт ваше чадо к этой дате, что должен уметь ребёнок в 2,5 года? Ответами на эти вопросы мы и займёмся сегодня.
Физическое развитие ребёнка
Опорно-двигательный аппарат малыша становится всё крепче, происходит дальнейшее нарастание мышечной массы. В первую очередь развиваются мышцы ножек, а также плечи и предплечья. Мышцы кистей рук только начинают свой интенсивный рост, поэтому не всегда мелкая работа карапузу по силам.
На что ещё способен 2,5 летний ребёнок? Итак, ваш малыш:
- Уверенно перешагивает через небольшие препятствия и умело их обходит.
- Довольно быстро бегает.
- Может удерживать равновесие, поднимаясь на носочки, умеет ходить на цыпочках.
- Приседает, подпрыгивает, причём умеет прыгать не просто вверх, но и с продвижением вперёд.
- Поднимается и спускается по лестнице без помощи взрослых.
- Несколько секунд может постоять на одной ноге.
- Умеет играть с мячом: бросает его двумя руками от груди, снизу, из-за головы. Ловит мяч двумя руками, отбивает ногой или рукой.
Малыш становится активным, ему начинают нравиться соревнования («А ну, кто первый добежит до дерева?»), скорость («Тебя теперь и не догнать»!), ловкость («Забрось мячик в коробку!») В этом возрасте малышу вполне по силам освоить трёхколёсный велосипед.
Познавательное развитие малыша
В 2,5 года ребёнок начинает всерьёз увлекаться играми. Он любит подражать родителям и другим взрослым, например врачу. Вместе с тем, в его играх уже чувствуется различие по гендерному принципу: мальчик подражает папе, а девочка маме.
Кроме того, в 2,5 года карапуз уже умеет:
- Ориентироваться в четырёх цветах и как минимум два из них называть. Может подобрать предметы разные по форме, но одинаковые по цвету, например, красный помидор и красный кубик.
- Различает 4–5 геометрических форм. Играя с сортёром, уверенно прикладывает пирамидку к треугольному отверстию, кубик — к квадратному, шар — к круглому.
- После показа взрослого собирает пирамидку, надевая колечки по убывающей, вкладывает друг в друга матрёшек, тарелочки, формочки и т. д.
- Самостоятельно строит башни из кубиков, при помощи взрослых складывает гараж для машин, мост или пирамиду.
- Осваивает игру с другим ребёнком, пытается ему подражать.
- В игре использует предметы-заместители, например, возит по полу кубик, как машинку.
- Играет с крупным конструктором.
- Держит карандаш, рисует линии: прямую, закруглённую, дорисовывает за взрослым (например, лучи у солнышка, ветки у дерева).
- Лепит из пластилина, может объяснить, что он вылепил.
Бытовые навыки ребёнка в 2,5 года
В быту карапуз становится более самостоятельным, приобретая новые навыки:
- Умеет сам пить из чашки и кушать ложкой.
- Может надеть простые вещи и обувь с несложными застёжками.
- Расстёгивает и застёгивает несколько пуговиц.
- Умывается, моет руки, вытирается полотенцем, причёсывается. Пытается чистить сам зубы, но лучше пока эту процедуру делать вместе со взрослыми.
- Просится на горшок, причём самостоятельно снимает и надевает штанишки.
Развитие речи малыша
У маленького человечка начинается «период почемучки», потому что к вопросам «Где?» и «Куда?» карапуз присоединяет «Почему?» Кроме того, малыш уже умеет контролировать силу своего голоса и может говорить то громко, то тихо.
В речевом развитии ребёнка наметились заметные сдвиги, поскольку он:
- Говорит о себе «Я», всё чаще вы слышите: «Я сам!»
- Может называть себя именем любимого персонажа сказки или мультика.
- Полностью или упрощённо называет своё имя. Знает и называет имена близких людей.
- Разговаривает с другими детьми во время игр.
- Понимает рассказы взрослых, может даже принять участие в общей беседе.
- В речи употребляет практически все части речи, разговаривает, используя предложения, состоящие из 3–4 слов.
- Умеет описать простую картинку, ответить на наводящие вопросы.
- Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды, продуктов.
- Внимательно слушает сказку и повторяет за взрослым знакомые слова.
Эмоциональное развитие ребёнка в 2,5 года
Это возраст, когда у карапуза начинают активно проявляться разнообразные эмоции: он радуется или злится, восторгается или обижается, жалеет, тоскует, боится и даже умеет испытывать гордость, если его хвалят за какие-то достижения.
В 2,5 года уже формируются некоторые черты характера, что сказывается на его поведении. Малыш в этом возрасте:
- Начинает чувствовать красоту: цветок, картинка, красивый ребёнок вызывают у крохи восхищение.
- Проявляет интерес к животным, жалеет их.
- Способен понять печаль или огорчение другого человека, в доступных его пониманию ситуациях сопереживает близким.
- Уже чувствует, кто в семье имеет сильный, а кто слабый характер. Первым подчиняется, вторых не слушается.
- Испытывает заметное удовольствие, слушая знакомую мелодию или песню. Пытается воспроизводить под музыку знакомые движения.
- Радуется весёлым играм со взрослыми и детьми, испытывает восторг, когда танцует.
- Незнакомого человека встречает настороженно, но, видя его дружелюбность, легко вступает в контакт.
- Сохраняет чувство привязанности к самым близким людям. Огорчается, когда мама или папа уходят, но уже не плачет и быстро успокаивается.
- Способен вспомнить свои прошлые эмоции, например, отдых в парке — весело, посещение врача — страшно, болезнь — больно и плохо.
Игры и занятия
Малышу нравятся сюжетно-ролевые игры. Теперь в них персонажи уже выполняют по нескольку действий. Например, кукла просыпается, одевается, кушает, идёт гулять. Или — машина выезжает из гаража, нагружает грузы, развозит их, возвращается в гараж. Не всегда ещё малыш может сам придумать сюжет для своей игры. В этом случае взрослые должны прийти на помощь, предложив крохе сыграть в больницу, прогулку в парке, поход в гости и т. п.
В какие ещё развивающие игры можно поиграть с малышом в 2,5 года? Мы предлагаем вам несколько занятий, для вырабатывания различных навыков.
Игры с мячом
Малышу очень нравится играть с мячом, в особенности если его хвалят за каждое удачное движение. Игры с мячиком способствуют развитию ловкости, быстроты реакции, координации движений, глазомера.
Предложите малышу выполнить следующие упражнения:
- Подбросить мячик вертикально вверх и поймать его двумя руками.
- Со всей силы ударить мячом об землю, чтобы он подскочил как можно выше.
- Прокатить мяч между двумя камнями или кубиками. Сначала толкать его двумя руками, потом только правой, затем левой, а после — ногой.
Что пропало?
Игра на память. Разложите на столе не более пяти предметов. Пусть малыш их рассмотрит, поиграет с ними. Незаметно для крохи спрячьте что-нибудь. Спросите: «Что пропало со стола?» Пусть малыш попытается вспомнить.
Сложи правильно
Нарисуйте по две одинаковых картинки с самыми простыми предметами. Одну из картинок в каждой паре разрежьте на две–три части. Малыш должен смотреть на образец и сложить картинку правильно. Если у него хорошо получается, попробуйте играть без образца. Эта игра способствует логическому мышлению крохи.
Игры на развитие мелкой моторики
Очень важный навык, который необходимо вырабатывать у малыша. Предложите ему следующие занятия:
- рисование пальчиками по крупе;
- забивание гвоздиков с большими шляпками в пенопласт;
- лепка из пластилина шариков и колбасок;
- раскрашивание простых картинок.
Чему ещё нужно учить кроху в 2,5 года?
Чтобы развитие малыша соответствовало его возрасту, родителям важно каждую свободную минуту посвящать его воспитанию. Сделайте основной упор на следующих навыках:
- Аккуратность: убрать за собой игрушки, повесить одежду.
- Выполнение сложных заданий: малыш должен запомнить и последовательно выполнить два и более действий.
- Самостоятельность: малыш должен уметь играть один не менее получаса.
- Уметь делать выбор из двух или более вариантов: пить сок или компот, надевать синюю шапку или красную и т. п.
Мы желаем вам, уважаемые родители, чтобы ваш карапуз рос здоровым и весёлым и каждый день не уставал радовать вас новыми успехами и достижениями.
Всего вам наилучшего! До свидания!