Маленькие дети развиваются очень быстро. Из совершенно несамостоятельного новорождённого всего за несколько лет вырастают школьники, умеющие читать и писать, решать задачи и сочинять собственные рассказы. Каждое новое умение малыша воспринимается как маленькая победа, как сокровенный внутрисемейный праздник:
- стал держать головку;
- сел;
- пополз;
- явил миру свой первый зубик;
- сделал первый шаг;
- произнёс своё первое слово…
Первые слова такие долгожданные и трогательные. Конечно, от ребёнка полутора-двух лет от роду никто не ждёт внятной и грамотной речи. Взрослые быстро учатся понимать малыша, угадывая его мысли и желания буквально по паре звуков. Но детка взрослеет, а вместе с ним взрослеет его речь, растут ожидания родителей. Почему одни дети уже к 5 годам отлично произносят все звуки, легко справляются с уроками чтения и даже осваивают грамоту, а другие даже в первом классе никак не могут справиться с непослушными буквами и звуками? Скорее всего, проблема в фонематическом слухе ребёнка. Что такое фонематический слух, как его диагностировать и развивать, знает «Эврика»!
Что такое фонематический слух
Наш мир полон звуков:
- мурчание кота;
- шелест листьев;
- скрип двери;
- топот ног;
- голоса людей…
С самого рождения мы учимся соотносить звуки с их источниками. Заметив, какой звук издаёт закрывающаяся дверь, ребёнок каждый раз при этом звуке будет мысленно воссоздавать образ двери. Запомнив звучание маминого голоса, малыш реагирует на него, сначала, правда, не разбирая смысла сказанного.
Все звуки можно разделить на речевые и неречевые. По мере знакомства с родной речью ребёнок пополняет пассивный словарный запас и начинает соотносить произнесённые слова с предметами, явлениями или людьми, которые за этими словами скрываются. Чтобы произнести слово самостоятельно, малышу надо разобраться, из каких звуков это слово состоит и как эти звуки получаются. Позже ему предстоит запомнить, какие символы (буквы) используются для обозначения каждого звука.
Если ребёнок правильно воспринимает звуки речи, он быстрее научится правильно, без искажений произносить слова, а при обучении чтению и письму такому малышу будет значительно проще, чем его сверстникам с нарушенным восприятием.
За восприятие и синтез речевых звуков отвечает фонематический слух, нарушения которого тянут за собой целую цепочку неприятностей:
- дефекты речи;
- затруднения в чтении;
- грубые ошибки в письменной речи (замена, перестановка и/или пропуски букв).
Фонематический слух можно и нужно развивать. Конечно же, наиболее эффективно развитие фонематического слуха у ребёнка проходит через игровую деятельность.
Игры для развития фонематического слуха
Большинство приведённых ниже игр рассчитаны на занятия с говорящими детьми. Если ваш малыш ещё не говорит, выбирайте из списка подходящие вам варианты или адаптируйте предложенные упражнения к вашим занятиям (например, можно подготовить карточки с картинками, чтобы ребёнок не называл объекты, а показывал соответствующую им карточку).
На развитие слухового внимания
Послушай тишину
В эту игру очень хорошо играть дома. Нужно на минутку затаиться, внимательно прислушиваясь, а потом рассказать, какие звуки удалось услышать. Удивительно, когда, казалось бы, в кромешной тишине начинаешь различать тиканье часов, дыхание, отдалённый скрип двери, завывания ветра за окном…
Что звучит
Для игры можно использовать музыкальные инструменты из детского набора (бубен, барабан, дудочка, губная гармошка) или подручные материалы (стеклянные баночки, металлические ложки, пластмассовые кубики, деревянные мисочки). Сначала вместе с ребёнком послушайте, какие звуки издают подготовленные предметы, а затем предложите малышу называть предмет по звуку, не видя его.
На ферме
Для этой игры пригодится аудиозапись с голосами домашней живности: коровы, лошади, овцы, куры, гуси, собака… Можно использовать готовые игры (обучающие плакаты, планшетки, детские компьютеры, «говорящие» книги). Ребёнок должен научится узнавать животное по звукам, которые оно издаёт.
В эту игру можно играть, заменяя звуки животных, например, звуками природы (дождь, гроза, ветер, море) или звучанием различного транспорта (поезд, трамвай, мотоцикл, телега, легковая машина, грузовик).
Поймай меня, если сможешь
Для этой игры, развивающей слуховое внимание, приготовьте безопасное место. Вам понадобятся колокольчик и косынка, которой можно завязать глаза. Малышу предстоит с закрытыми глазами поймать вас в комнате, ориентируясь на звук колокольчика. Если передвижение с закрытыми глазками небезопасно, можно упростить задачу, попросив ребёнка указывать пальчиком то направление, откуда доносится звук.
На фонематическое восприятие и звуковой анализ слов
Поймай звук
Выбираете произвольный звук (или звук, который в текущий момент автоматизируете) и предлагаете ребёнку «ловить его». Всё очень просто. Вы называете слова, а если малыш слышит нужный звук, ему надо хлопнуть в ладоши. Безусловно, в первую очередь отрабатываем парные согласные: звонкие-глухие, твёрдые-мягкие. Не забывайте уделить внимание трудным звукам — Ч, Щ, Ц, Л, Р. Не беда, если ребёнок ещё не научился их правильно произносить. Главное, чтобы он тренировался различать их в устной речи на слух.
Эту игру можно усложнить, если ребёнок уже выучил буквы. Дайте крохе две карточки с изображением букв и объясните, что он должен поднимать вверх «правильную» букву (т.е. ту, которая обозначает присутствующий в слове звук).
Кто первый
Очень простая для взрослого, но порой невероятно сложная для дошкольника игра на распознавание звуков в слове. Вы произносите произвольные слова, а малыш должен называть их первый звук. Как вариант — слово можно не произносить, а показывать картинку с изображением различных объектов. Следите, чтобы ребёнок произносил именно звуки и делал это правильно. Если некоторые звуки ещё не поставлены, позволяйте ребёнку говорить, как получается, но непременно повторяйте вслед за ним правильное звучание.
Конечно, можно менять условия игры, называя не первый, а любой другой звук (второй, последний).
Три коробки
Поставьте перед ребёнком три коробки. На одной из них должно быть написано «В начале», на другой — «В конце», на третьей — «В середине». Задайте звук (случайно или тот, который требует автоматизации в речи дошкольника). Передавайте малышу предметы (вместо предметов можно подготовить карточки с изображением этих предметов), чтобы он распределял их по коробкам.
Например, работаем со звуком «м». Вы даёте ребёнку машинку, значит, малыш должен отправить игрушку в коробку с надписью «В начале». В эту же коробку отправятся мячик и мандарин, а вот замок, фломастер и лампочка должны найти своё место в коробке «В середине».
Что общего
Эта словесная игра требует от ребёнка внимательности. Подходит она скорее для ребят старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Необходимо на слух определить, какой звук повторяется в каждом слове из названной группы. Опять же, слова можно не произносить вслух, а показывать только картинки.
Так, для слов «шаль», «шум», «ёрш» общим будет звук «ш». Внимательно выбирайте слова для игры: повторяться должен только один звук!
Советы «Эврики»
- Занимаясь развитием слуховой внимательности и фонематического восприятия, будьте последовательны. Упражнения нужно предлагать от простых к сложным.
- Периодически возвращайтесь к тем упражнениям, в которых были достигнуты хорошие результаты.
- Смело меняйте предложенные правила, модернизируя игры-упражнения так, чтобы вам было интересно и весело.
- По возможности всегда обращайте внимание ребёнка на новые звуки, комментируйте звуки, которые слышите по радио, во время прогулки или дальней поездки.
- Разговаривая с ребёнком, никогда не коверкайте звуки. Не забывайте, кроха будет повторять то, что слышит, и так, как слышит.
- Играйте в разнообразные словесные игры как можно чаще. Это полезно не только для малышей, но и для школьников, а также для взрослых вплоть до глубоко пенсионного возраста.
Счастливого вам родительства, друзья! Будем рады, если вы поделитесь вашими семейными играми на развитие фонематического слуха. Описание правил и свои рекомендации вы можете оставить в комментариях к статье или написать нам в группу «ВКонтакте».