Большинство родителей, которые интересуются вопросами детской психологии и ищут способы наладить с малышом доверительные, добрые отношения без криков и истерик, знают о существовании метода активного слушания.
- Если вы слышали об активном слушании, но пока не разобрались, как и для чего оно используется;
- если вы впервые читаете об этом методе сейчас, на страницах нашего сайта, но хотите научиться здоровому общению со своим ребёнком,
— позвольте предложить вам удобную и понятную инструкцию по применению активного слушания в отношениях с ребёнком-дошкольником.
Суть активного слушания
Миссия родителей — воспитывать, учить, развивать ребёнка, давать ему чувство защищённости, показывать верный путь в порой очень непростой жизни.
- Вы терпеливо снова и снова показываете, как и в каком порядке надевать одежду, чтобы ребёнок стал делать это самостоятельно;
- вы покупаете магнитную азбуку, развешиваете по квартире карточки с буквами и выбираете специальные тренажёры, чтобы малыш научился читать;
- вы стремитесь прививать ему полезные навыки и формировать хорошие привычки;
- вы занимаетесь с ним развитием речи и развиваете его кругозор.
Это всё важно и нужно. Но не менее важно научить ребёнка справляться со своими чувствами, не оставлять его наедине с его переживаниями, заботиться не только о его физическом и интеллектуальном развитии, но и о психологическом благополучии. Метод активного слушания — ваш верный помощник в этом вопросе.
Суть активного слушания состоит в том, чтобы реагировать на негативные эмоции ребёнка определённым образом.
- Когда малыш упрямо надувает губы в ответ на просьбу навести порядок в комнате;
- когда он отказывается идти в детский сад;
- когда он хнычет, ноет, капризничает;
не пытайтесь подавить бунт родительским авторитетом, не отмахивайтесь от состояния ребёнка, не торопитесь отдаваться на волю собственному раздражению «неудобным» поведением сына или дочки. Постарайтесь услышать, понять своего ребёнка. А для этого вам надо активно его послушать.
Принципы активного слушания
Принцип 1. Принятие
Вы должны не просто демонстрировать, но реально принимать ребёнка таким, каков он есть на самом деле. Конечно, сохранять нейтральную позицию, уважать отличные от ваших взгляды и мнение, не пытаться переубедить или выразить согласие в общении с собственным ребёнком, а тем более ребёнком-дошкольником, может оказаться непростой задачей. Но этому необходимо учиться. И чем раньше, тем лучше.
Принцип 2. Сосредоточенность
Если вы пытаетесь поддерживать разговор с ребёнком, отвернувшись от него к плите с обедом, устремив взор в монитор с недописанной статьёй или в телевизор с ну очень важными новостями, вы не слышите его. Возможно, слушаете, но это не активное слушание. Вы должны быть предельно сосредоточены на беседе. Важно поддерживать контакт глаза-в-глаза, хорошо бы также подключить контакт тактильный. Если ребёнок мал, сядьте перед ним на корточки или посадите его себе на колени, возьмите его за руки, обнимите за плечи или любым иным доступным способом продемонстрируйте свою полную вовлечённость в разговор.
Принцип 3. Доброжелательность
Любому человеку, а особенно человеку маленькому, пока ещё сильно зависящему от внешней оценки его личности, важно ощущать себя хорошим. Что бы ни случилось, в какой бы ситуации вы с малышом ни оказались, не лишайте ребёнка вашего доброго, тёплого отношения. Вы можете быть недовольны поведением своего чада, но это не даёт вам право навешивать на него ярлыки. Чтобы выразить своё отношение к произошедшему, вы можете использовать «Я-сообщения», но об этом чуть позже.
Принцип 4. Сопереживание
Сопереживание, или эмпатия, — это не просто сострадание, жалость, сочувствие. Это способность проникнуться эмоциональным состоянием другого человека, разделить с ним его эмоции, показать, что вы видите, понимаете и принимаете их. Ребёнок расстроен, ему страшно, он злится на вас? Он имеет полное право испытывать любые чувства, а вам следует проявить к ним уважение.
Приёмы активного слушания
Итак, активное слушание — это такое общение, при котором вы даёте своему собеседнику возможность выговориться, проявляете вовлеченность в разговор и готовность принять и разделить с ним его переживания. Для этого рекомендуется использовать следующие приёмы.
Приём 1. Получение информации
Позвольте ребёнку сказать то, что он хочет вам сказать. Покажите, что слушаете его, но не перебивайте своими замечаниями.
Приём 2. Обдумывание
Выслушав малыша, не торопитесь со своей репликой. Выдержите небольшую паузу, во время которой не разрывайте зрительный и/или тактильный контакт. Покажите, что вы серьёзно воспринимаете слова собеседника и обдумываете, что ему ответить.
Приём 3. Идентификация эмоций
Выслушав эмоциональный монолог, верните собеседнику суть его речи, дополнив её идентификацией ключевой эмоции. В разговоре с ребёнком очень важно назвать эмоцию в утвердительном предложении, а не задавать вопросы, побуждая ребёнка подтверждать или опровергать ваше предположение (тем самым как бы оправдываясь перед вами).
Например:
- Ребёнок говорит: «Не пойду в этот садик больше. Там противный Вовка опять драться полезет».
- Ваша реакция: «Ты сердишься на Вову за то, что он навязывает тебе драку, и поэтому не хочешь идти в детский сад».
Так вы показали, что услышали ребёнка и поняли суть проблемы.
Как НЕ НАДО ДЕЛАТЬ:
- Не стройте предположений:
- Ты боишься Вову?
- Ты не любишь детский сад?
- В детском саду у тебя нет друзей?
- Не давайте оценку ребёнку или его поведению:
- Ты трусишка;
- Ты слишком мнительный;
- Ты не можешь постоять за себя.
Помните о принципах активного слушания: будьте доброжелательны и демонстрируйте безоговорочное принятие. Это важно!
Приём 4. Уточнение
Важно убедиться, что вы верно понимаете своего ребёнка. Очень много проблем в общении случается именно из-за разной трактовки одних и тех же слов или событий. Вы можете пересказать озвученную малышом проблему, попросив его оценить, правильно ли вы говорите. Этот приём, кроме устранения недопонимания, даёт вашему собеседнику ощущение собственной важности в диалоге.
- Я правильно тебя понимаю: ты не хочешь ходить в садик из-за конфликта с Вовой?
Приём 5. Развитие беседы
Определив основную тему разговора, надо развивать беседу. Выслушав ребёнка, предложите ему свои выводы, но высказывайте их в форме предположения. Не навязывая своего мнения.
- Мне жаль, что у тебя сложные отношения с Вовой. Может быть, он за что-то сердится на тебя и можно поговорить с ним, чтобы решить эту проблему?
Приём 6. Анализ
Разговор должен иметь логическое завершение. Вы можете подвести итоги сказанному и договориться о дальнейших действиях, направленных на решение проблемы.
- Хорошо. Я рад, что мы с тобой поговорили. Теперь я понял, почему ты не хочешь ходить в детский садик. Давай ты попробуешь поговорить с Вовой, а если это не поможет, я побеседую с воспитателем. Вместе мы обязательно справимся с этой ситуацией. Я помогу тебе.
Результаты активного слушания, или зачем это нашей семье
«Какие-то принципы, какие-то приёмы, определённые правила — и всё это просто для того, чтобы поговорить с собственным ребёнком?» — можете недоумевать сейчас вы, дорогие друзья. Но поверьте, активное слушание как свод правил воспринимается лишь в первые разы реализации этого действенного метода на практике. Ощутив, осознав, как строится беседа, вы будете делать это автоматически, не задумываясь.
Научиться слышать собеседника — полезный навык не только в детско-родительских, но и в любых иных отношениях: между супругами, с педагогами или родителями в детском коллективе, с коллегами или клиентами на работе и пр. Активное слушание — фундамент, на котором строится экологичное общение и счастливая жизнь.
Счастливого вам родительства, друзья! Если вам есть что сказать по теме статьи и вы хотите быть услышанными, пишите в комментариях. Мы всегда рады получить от читателей обратную связь.
До новых встреч!