Мы живём в удивительное время. Развитие культуры, науки и технологий позволяет создавать комфортные условия для разных категорий людей. Тем не менее, вопросы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по-прежнему актуальны. Чтобы интеграция ребёнка в реальную жизнь общества была благополучной, нужна полномасштабная комплексная работа. Важная роль в этом процессе отводится родителям особого малыша. С чего им начать? В каком направлении продвигаться? Как готовить ребёнка к контакту со сверстниками? Какую образовательную программу выбрать? Задач много. И искать оптимальные решения лучше заблаговременно.
Сложно — не значит невозможно
В современной педагогической среде активно используется термин «особые дети». К категории особых, или особенных, относят детей, у которых есть одна или несколько из обозначенных проблем:
- Нарушения двигательной сферы;
- Расстройство поведения;
- Нарушения интеллекта;
- Нарушения зрения;
- Нарушения слуха;
- Логопатии.
Под «особенностью» следует понимать, что дефекты развития осложняют воспитание, обучение и адаптацию ребёнка. Осложняют, но не исключают. И именно этот постулат должен стать отправной точкой для выстраивания стратегии взаимодействия особого малыша с окружающим миром.
Необходимо понять и принять, что разные группы требуют специфических решений. Но в целом тенденции будут общими:
- обозначить тяжесть состояния;
- подобрать форму обучения/воспитания/адаптации;
- контролировать соответствие результатов заявленным ожиданиям.
Для становления личности, для полноценной жизни в социуме важно научить ребёнка с особыми нуждами адаптационным механизмам. Как можно раньше, но как можно бережнее раскрыть его личностный потенциал. И приступать к этому следует уже в раннем детстве. Так малышу с ОВЗ будет проще влиться в коллектив дошкольного учебного образования, а затем приспособиться к образовательному процессу в школе.
Как организовать дошкольное образование детей с ОВЗ
Нередко родители отказываются отдавать ребёнка с особыми потребностями в дошкольное образовательное учреждение. Причин тому много, и они свои для каждой семьи. Но в реалиях современного российского общества обеспечить социальную адаптацию ребёнка-инвалида при домашнем обучении крайне затруднительно.
Решать, как организовать дошкольное образование и воспитание, нужно с ориентацией на особенности малыша. Часто (но не всегда!) для таких детей пребывание в детском коллективе — ключ к победе над обстоятельствами. Под присмотром профессионалов, квалификация которых позволяет раскрывать потенциал дошкольников с пороками развития, особый ребёнок учится понимать себя, чувствовать свои желания, защищать свои границы. Это важные навыки для последующей благополучной интеграции в социум.
Для детей с отклонениями в развитии системой специального образования предусмотрено несколько типов дошкольных учреждений:
- Компенсирующее ДОУ — учреждение, специализирующееся на обучении детей с отклонениями определённого типа;
- Комбинированное ДОУ — детский сад, в котором компенсирующие группы формируются параллельно с группами для нормально развивающихся детей;
- Общеразвивающее ДОУ — такая организация образовательного и воспитательного процесса, при которой особый ребёнок находится вместе с детьми без нарушений развития, но получает необходимую коррекционную поддержку;
- Группа кратковременного пребывания — способствует социальной адаптации ребёнка с ОВЗ, воспитывающегося в домашних условиях.
Как контролировать адаптацию особого ребёнка к детскому саду
Родители детей с особыми потребностями уже в первый год родительства понимают, насколько пока не готово наше общество относиться к этим потребностям с должным уважением. Равнодушие, лишнее внимание, высмеивание — детей с ограниченными возможностями поджидает ранняя встреча с неблаговидными проявлениями человеческой натуры.
Многих родителей это обстоятельство пугает настолько, что они стараются как можно дольше откладывать момент знакомства ребёнка с существующими порядками. Но учреждение, адаптированное для особенных дошкольников, позволит сделать интеграцию в общество наиболее безопасной и естественной, свести к минимуму возможные риски, привить малышу навыки самообслуживания. И не забывайте, что ваш ребёнок имеет не меньше прав, чем нормально развивающиеся дети. Просто ему требуется чуть больше времени, чуть больше внимания и намного больше чуткости со стороны окружающих его сверстников и взрослых.
- Задавайте вопросы сотрудникам ДОУ;
- Интересуйтесь методами работы с особыми детьми;
- Помогайте ребёнку привыкнуть к садиковскому режиму;
- Чаще приходите в детский сад во внеурочное время;
- Больше общайтесь с другими родителями, дети которых посещают группу вместе с вашим ребёнком.
Но главный индикатор обстановки в дошкольном учреждении — состояние ребёнка. Ваш особый малыш даст вам понять, если социальная адаптация посредством детского сада — не ваш вариант. В таком случае не стоит отчаиваться и опускать руки. Просто нужно рассмотреть другие возможности: сменить группу или детский сад, подобрать иную форму общения ребёнка-инвалида со сверстниками, организовать социально-психологическое сопровождение ребёнка практикующим специалистом.
Ищите! Дорогу осилит идущий! Удачи вам и счастливого родительства.